215
ВЫСОКОГОРСКИЙ РАЙОН
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Предтеченского монастыря Казани. Проводится
повседневная восстановительная работа.
А.М. Тарунов, 2016
Выявленный объект культурного наследия
СЕМИОЗЁРКА
СЕДМИОЗЁРНАЯ ПУСТЫНЬ, XVII–XIX вв.
(Архитектурный ансамбль — 9 строений)
На пустынном месте на р. Солонке в 1615 объ#
явился отшельник — иеромонах Евфимий из Ве#
ликого Устюга. На этом месте в 1627 последователи
старца основали мужской монастырь. В 1646 здесь
был построен небольшой каменный Вознесенский
собор (руины находятся в юго#западной части мо#
настырской территории). В 1668 северо#восточнее
первого каменного храма, почти в центре ансамбля,
был возведен двухэтажный каменный Смоленско#
Богородицкий собор. Его главной святыней стала
икона Смоленской Божьей Матери, которую унас#
ледовав от родителей, принес с собой основатель
пустыни Евфимий. Эту икону признали чудотвор#
ной после избавления Казани от эпидемии чумы в
1654. К 1669 Седмиозёрную пустынь окружили ка#
менной стеной крепостного типа с несколькими
шатровыми башнями. К кон. 17 в. монастырь достиг
своего расцвета, к нему стекалось множество па#
ломников со всего Заказанья.
В нач. 18 в. в юго#западном углу монастырской
территории построили небольшую одноглавую цер#
ковь в стиле раннего барокко (не сохранилась).
Вплотную к ней, вдоль западной границы пустыни,
встали каменный корпус келий и настоятельские
покои. Изолированные двухэтажные сооружения
соединялись каменными переходами, образуя пе#
ред собой прямоугольный двор. Монастырь продол#
жал разрастаться: с южной стороны в 18 в. построи#
ли два двухэтажных дома, один из которых, более
ранний, предназначавшийся для паломников, рас#
полагался с восточной стороны от южных ворот,
второй — с западной (не сохранились). В сер. 19 в.
рядом с северной границей монастыря, вблизи даль#
них ворот, был сооружен странноприимный дом.
Позже в линии южной монастырской ограды возве#
ли высокую трехъярусную колокольню с надврат#
ной церковью (1881, не сохранилась). В 1893 на за#
падной стороне построили кирпичный братский
корпус с трапезной, а некоторое время спустя —
оригинальный храм Евфимия Великого и Тихона
Задонского (1899). Таким образом, к нач. 20 в. Сед#
миозёрная пустынь представляла собой весьма
значительный, окруженный каменными стенами,
архитектурный ансамбль, состоявший из Воскре#
сенской церкви и собора Смоленской Богоматери
(сер. 17 в.), а также расположенных по периметру
стен 5 каменных келейных корпусов, построенных
в сер. 18 и в кон. 19 в., колокольни и странноприим#
ного дома.
С 1901 по 1908 во главе Седмиозёрной пустыни
стоял схиархимандрит Гавриил (Гавриил Михай#
лович Зырянов, 1844–1915), канонизированный в
1996. Его усыпальница находится в храме Евфимия
Великого и Тихона Задонского.
Советская власть закрыла монастырь уже в
1926. Чудотворная икона Смоленской Богоматери
была переправлена в казанский Петропавловский
собор. Воинствующие атеисты в кон. 1930#х раз#
рушили до основания большую часть келий Сед#
миозёрной пустыни, ограду, древние церкви, со#
бор и колокольню. Уцелевшие постройки многие
годы по своему усмотрению использовал местный
совхоз.
Фото А. Тарунова, 2015