217
ВЫСОКОГОРСКИЙ РАЙОН
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Настоятельский корпус, 1736 г.
Двухэтажный настоятельский корпус построен
в 1736–1739. Кирпичное здание имеет прямоуголь#
ную форму плана с широким осевым ризалитом,
над которым выступает деревянный фронтон с
арочным слуховым окном. Углы и центральный ри#
залит раскрепованы лопатками. Широкий между#
этажный гурт выполнен из полукруглого фигурно#
го кирпича и дополнен поребриком. Оконные про#
емы первого этажа с валиковыми наличниками, на
втором этаже — с наличниками сложной формы и
трехлопастными сандриками, характерными для
позднего барокко. Утрачены перекрытия и кровля.
Л.М. Муртазина, Х.Г. Надырова, 1999; А.М. Тарунов, 2016
Выявленный объект культурного наследия
Корпус братский с трапезной, 1893 г.
Вытянутый вдоль западной границы монасты#
ря двухэтажный неоштукатуренный объем брат#
ского корпуса построен из красного кирпича в 1893.
С внешней (западной) стороны центральная часть
фасада келий выделена ризалитом, завершенным
треугольным фронтоном. Фасад, обращенный
внутрь монастыря, выступов не имеет, он расчле#
нен лопатками на три неравных отсека и насчиты#
вает 12 оконных осей. Оконные проемы первого
этажа обведены тонким гуртом с щипцевидным за#
вершением, на втором этаже окна обрамлены кир#
пичными наличниками с трехлопастным килевид#
ным завершением, опирающимся на две боковые
колонки со стилизованными элементами в виде
«дынек». По горизонтали фасад делят профилиро#
ванные тяги. Поверх стен выложен многорядный
карниз с ломаным фризовым гуртом. Вход в здание
дополнен тамбуром. Яркий пример применения
псевдорусского стиля.
А.М. Тарунов, 2016
Выявленный объект культурного наследия
Церковь Евфимия Великого
и Тихона Задонского, 1898–1899 гг.
Построена по желанию схимонаха Гавриила, ко#
торый настаивал на возведении в монастыре поми#
нального храма «для неусыпного чтения Псалтыри
по усопшим». Именно такая церковь была построена
в 1898–1899 по проекту епархиального архитектора
Ф.Н. Малиновского, который предложил оригиналь#
ный художественный ход, полностью отвечавший
заупокойным настроениям заказчика.
‘ÓÚÓ ‰Ó 1999 „.
В основе кирпичного сооружения лежит равно#
конечный крест. Пространство между его ветвями
заполнено четырьмя пониженными объемами со
скошенными углами. Над средокрестием воз#
вышается не сияющий византийский купол, а
мрачноватая крадратная башня с едва скошенны#
ми углами. Центральный квадратный объем за#
крыт плоским куполом, несущим небольшую луко#
вичную главку с крестом (восстановлены в 1997).
Квадратная башня обведена по периметру рит#
Фото А. Тарунова, 2015