210
ВЫСОКОГОРСКИЙ РАЙОН
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Основа композиции ярусного храма в Каймарах
в целом довольно обычная для эпохи раннего ба#
рокко. Повышенный четверик служит опорой све#
тового восьмерика, который переходит в сомкну#
тый свод и завершается глухим барабаном с убы#
вающими кверху маковками и крестом.
В нижней части четверика с южной и северной
сторон имеются прямоугольные дверные проемы,
фланкированные по бокам прямоугольными полу#
колоннами, тяжело несущими высокий почти рав#
нобедренный фронтон. Северная и южная стены
четверика вверху прорезаны шестиугольной фор#
мы световыми экранами — вытянутыми в ширину
окнами, характерными для архитектуры петров#
ской эпохи.
Главный объем храма выделен по углам пиляс#
трами с вкраплением белокаменных композитных
капителей, подпирающими лаконичный ленточ#
ный фриз из едва обозначенных в кирпиче гуртов.
Над карнизом (с жестяным сливом) по периметру
четверика поднят аттиковый парапет в виде
сплошной стенки барельефных балясин из фигур#
ного кирпича.
Четверик в области аттика переходит в восьме#
рик, который также отмечен по граням плоскими
пилястрами с белокаменными капителями, а они, в
свою очередь, поддерживают простой ленточный
фриз восьмерика. Окна на его гранях обрамлены
полуколоннами. В верхней части восьмерика, в ос#
новании его лоткового свода, по периметру еще
раз выведена аттиковая стенка, оформленная ана#
логичными четверику барельефными балясинами.
Установленный на своде глухой восьмигран#
ный барабан декорирован по граням частыми кир#
пичными лопатками и прямоугольными нишами.
На барабан поставлен усложненного абриса гру#
шевидный купол, переходящий в меньшую, выям#
чатого контура, барочную маковку. Храм увенчан
ажурным четырехконечным крестом (с сиянием)
замечательной кузнечной работы, который сохра#
нился, как и все описанные деталировки храма, в
первозданном виде. Подобные примеры в истории
отечественной культовой архитектуры (особенно в
провинции) встречаются весьма редко (храм в
Каймарах каким#то чудом не подвергся в совет#
скую эпоху богоборческому вандализму).
Переходя к описанию нижнего яруса храма в
Каймарах, следует обратить внимание на форму
апсиды, примыкающей к четверику с востока. В
плане апсида представляет собой сочетание пря#
моугольника и полукружия, которые перекрыты
усложненной сводчатой конструкцией, в результа#
те чего кровля апсиды приобрела сложный про#
филь, приближающийся к шлемовидному.
С северной и южной сторон к четверику при#
строены выложенные из кирпича приделы, кото#
рые объединены с западной стороны в общий объ#
ем трапезной. Оба придела также построены при
жизни заказчика — петровского сподвижника
М.Н. Кудрявцева. Один из приделов был освящен в
честь пребывания царской особы — во имя благо#
верного князя Александра Невского (не ранее
1724), другой — в честь св. Мефодия Патарского
(патрона хозяина усадьбы). Апсиды приделов с во#
сточной стороны представляют собой слегка скруг#
ленные прямоугольные объемы, перекрытые сво#
дами. На них поставлено по одной маленькой луко#
вичной главке на глухих барабанах (частично раз#
рушены).
Одноэтажную трапезную формируют объемы,
оформленные с западной стороны тремя полукру#
жиями стен — центральный объем трапезной с глав#
ным входом в храм вынесен вперед, его фланкируют
боковые полукружия приделов, прорезанные окнами
с лучковыми перемычками. В целом эта часть тра#
пезной получила форму трехлепесткового клевера,
в связи с чем неизвестным зодчим (предположи#
тельно итальянского происхождения) была приме#
нена технически трудоемкая система сопряжения
разновеликих сводов, как бы накладывающихся
один на другой на разной высоте. В результате над
трапезной образовался повышенный многосфери#
ческий контур кровли, которая уложена «шашеч#
кой» на опалубку, повторяющую выпуклые поверх#
ности сводчатых перекрытий. Декорировка фасадов
трапезной сведена к несложному ленточному фри#
зу, обрамлению боковых окон кирпичными валика#
ми и созданию торжественного центрального запад#
ного портала, фланкированного пилястрами.
Фото А. Тарунова, 2015