Table of Contents Table of Contents
Previous Page  210 / 930 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 210 / 930 Next Page
Page Background

210

ВЫСОКОГОРСКИЙ РАЙОН

ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Основа композиции ярусного храма в Каймарах

в целом довольно обычная для эпохи раннего ба#

рокко. Повышенный четверик служит опорой све#

тового восьмерика, который переходит в сомкну#

тый свод и завершается глухим барабаном с убы#

вающими кверху маковками и крестом.

В нижней части четверика с южной и северной

сторон имеются прямоугольные дверные проемы,

фланкированные по бокам прямоугольными полу#

колоннами, тяжело несущими высокий почти рав#

нобедренный фронтон. Северная и южная стены

четверика вверху прорезаны шестиугольной фор#

мы световыми экранами — вытянутыми в ширину

окнами, характерными для архитектуры петров#

ской эпохи.

Главный объем храма выделен по углам пиляс#

трами с вкраплением белокаменных композитных

капителей, подпирающими лаконичный ленточ#

ный фриз из едва обозначенных в кирпиче гуртов.

Над карнизом (с жестяным сливом) по периметру

четверика поднят аттиковый парапет в виде

сплошной стенки барельефных балясин из фигур#

ного кирпича.

Четверик в области аттика переходит в восьме#

рик, который также отмечен по граням плоскими

пилястрами с белокаменными капителями, а они, в

свою очередь, поддерживают простой ленточный

фриз восьмерика. Окна на его гранях обрамлены

полуколоннами. В верхней части восьмерика, в ос#

новании его лоткового свода, по периметру еще

раз выведена аттиковая стенка, оформленная ана#

логичными четверику барельефными балясинами.

Установленный на своде глухой восьмигран#

ный барабан декорирован по граням частыми кир#

пичными лопатками и прямоугольными нишами.

На барабан поставлен усложненного абриса гру#

шевидный купол, переходящий в меньшую, выям#

чатого контура, барочную маковку. Храм увенчан

ажурным четырехконечным крестом (с сиянием)

замечательной кузнечной работы, который сохра#

нился, как и все описанные деталировки храма, в

первозданном виде. Подобные примеры в истории

отечественной культовой архитектуры (особенно в

провинции) встречаются весьма редко (храм в

Каймарах каким#то чудом не подвергся в совет#

скую эпоху богоборческому вандализму).

Переходя к описанию нижнего яруса храма в

Каймарах, следует обратить внимание на форму

апсиды, примыкающей к четверику с востока. В

плане апсида представляет собой сочетание пря#

моугольника и полукружия, которые перекрыты

усложненной сводчатой конструкцией, в результа#

те чего кровля апсиды приобрела сложный про#

филь, приближающийся к шлемовидному.

С северной и южной сторон к четверику при#

строены выложенные из кирпича приделы, кото#

рые объединены с западной стороны в общий объ#

ем трапезной. Оба придела также построены при

жизни заказчика — петровского сподвижника

М.Н. Кудрявцева. Один из приделов был освящен в

честь пребывания царской особы — во имя благо#

верного князя Александра Невского (не ранее

1724), другой — в честь св. Мефодия Патарского

(патрона хозяина усадьбы). Апсиды приделов с во#

сточной стороны представляют собой слегка скруг#

ленные прямоугольные объемы, перекрытые сво#

дами. На них поставлено по одной маленькой луко#

вичной главке на глухих барабанах (частично раз#

рушены).

Одноэтажную трапезную формируют объемы,

оформленные с западной стороны тремя полукру#

жиями стен — центральный объем трапезной с глав#

ным входом в храм вынесен вперед, его фланкируют

боковые полукружия приделов, прорезанные окнами

с лучковыми перемычками. В целом эта часть тра#

пезной получила форму трехлепесткового клевера,

в связи с чем неизвестным зодчим (предположи#

тельно итальянского происхождения) была приме#

нена технически трудоемкая система сопряжения

разновеликих сводов, как бы накладывающихся

один на другой на разной высоте. В результате над

трапезной образовался повышенный многосфери#

ческий контур кровли, которая уложена «шашеч#

кой» на опалубку, повторяющую выпуклые поверх#

ности сводчатых перекрытий. Декорировка фасадов

трапезной сведена к несложному ленточному фри#

зу, обрамлению боковых окон кирпичными валика#

ми и созданию торжественного центрального запад#

ного портала, фланкированного пилястрами.

Фото А. Тарунова, 2015