220
ВЫСОКОГОРСКИЙ РАЙОН
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
из двух убывающих восьмериков, поставленных на
высокий четверик. Арочные проемы внизу четве#
рика объединены декоративной аркатурой. Навер#
ху колокольни ребристый восьмигранный полу#
свод, несущий маковку на глухом барабане. Стены
колокольни в нижнем ярусе укреплены мощными
контрфорсами. Данный храм — один из лучших в
Казанском крае образцов церковной архитектуры
в стиле раннего барокко. Его композиция отличает#
ся повышенным динамизмом построения объемов.
Об исчезнувшей ограде, проходившей вокруг
храма, напоминают кирпичные трехарочные
воро;
та
с западной стороны.
Х.Г. Надырова, 1999; А.М. Тарунов, 2016
Выявленный объект культурного наследия
СОСМАГИ
Кладбище
МОГИЛА Н.Г. ЮЗЕЕВА —
ЛИТЕРАТУРНОГО КРИТИКА, 1931–1996 гг.
Нил Гафурович Юзеев (1931–1996) — литера#
туровед и критик, доктор филологических наук. В
1960–1973 работал в Казанском университете, с
1973 — зав. отделом литературоведения, с 1986 —
зав. отделом рукописей и текстологии ИЯЛИ.
Н.Г. Юзеев занимался разработкой проблем те#
ории татарской поэзии, текстологии и источнико#
ведения татарской литературы. Наиболее крупные
труды: «Современная татарская поэтика», «Гармо#
ния стиха». Под его руководством создавался кол#
лективный труд «История татарской литературы»
(в 6 т.). Лауреат Государственной премии им. Тукая
(1974), заслуженный деятель науки ТАССР (1981),
член#корреспондент АН РТ (1992).
А.Н. Юзеев, 1999
Выявленный объект культурного наследия
УСАДЫ (ТРОИЦКОЕ)
Советская ул., 41-а
ЦЕРКОВЬ ТРОИЦКАЯ, 1789–1793 гг.
Кирпичный храм во имя Св. Живоначальной
Троицы в с. Усады построен в 1789–1793 на сред#
ства помещика, губернского предводителя дво#
рянства С.М. Тютчева. Имеет два придела. Инте#
рес представляет лестничный марш, ведущий с
паперти в верхнее помещение. В 1920#х церковь
была закрыта, превращена в склад. Колокольня
сломана до основания. В 2008 храм возвращен ве#
рующим, ведутся восстановительные работы.
Здание относится к типу культовых сооруже#
ний с центрично#осевой композицией. Стоит на
высоком подклете, выравнивающем уклон местно#
сти. Восьмигранный основной объем, обстроенный
с севера и юга приделами, завершен сомкнутым
сводом с глухим барабаном и главкой. На гранях
свода, ориентированных по сторонам света, устро#
ены стрельчатые люкарны с круглыми отверстия#
ми. С восточной стороны выступает прямоуголь#
ный объем с трехгранной апсидой. Приделы, па#
перть и апсида освещены прямоугольными и круг#
лыми окнами. Фасады декорированы рустованны#
ми пилястрами. Хороший образец культовой ар#
хитектуры в стиле барокко.
Фото А. Тарунова, 2015