213
ВЫСОКОГОРСКИЙ РАЙОН
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Никольская церковь в Пановке — незауряд#
ная крестообразная в плане постройка в стиле
классицизма. Ее архитектурное своеобразие за#
ключается в предпочтении, отданном древнегре#
ческим, а не римским прообразам (применение
дорического ордера, портики «в антах», широкий
штукатурный антаблемент, опоясывавший зда#
ние по периметру).
До недавнего времени храм в Пановке стоял
обезображенным. В советское время были сломаны
световая ротонда, парные колокольни, западный
портик. Боковые портики лишены треугольных
фронтонов. Меньше пострадала прямоугольная
двусветная апсида, украшенная снаружи пиляст#
рами дорического ордера. Многие годы на здании
полностью отсутствовала кровля.
К восстановлению искалеченного здания при#
ступили в 2010. В 2012–2013 восстановлена свето#
вая ротонда с полусферическим куполом и боко#
вые фронтоны. К 2015 выложены из кирпича объ#
емы цилиндрических ярусов парных колоколен, к
западному фасаду пристроен четырехколонный
портик.
Культовое здание в стиле зрелого классицизма
обладает редкой композицией с симметричными
колокольнями. На данный момент реставрацион#
ные работы не завершены.
А.М. Тарунов, 2016
Выявленный объект культурного наследия
ПАНОВКА
ЗДАНИЕ ЗЕМСКОЙ ШКОЛЫ, 1912–1913 гг.
Близкие по архитектуре учебные здания по#
строены в 1912–1913 на средства уездного земства
в предместьях Казани — в Киндери (с 1998 — Со#
ветский район Казани) и в Пановке. Инициатором и
руководителем строительства этих школ был по#
пулярный земский деятель, член уездного учи#
лищного совета Александр Николаевич Баратын#
ский (1867–1918) — член III Государственной Ду#
мы от Казанской губернии, внук знаменитого по#
эта#лирика.
‘ÓÚÓ ‰Ó 1999 „.
Как и многие учреждения той поры, школьное
здание спроектировано в форме буквы «Г». Для
входа сделан боковой пристрой, выделенный не#
большим ризалитом с фигурным аттиком над две#
рью. Углы здания и ризалита#пристроя раскрепо#
ваны рустованными лопатками. Узкие прямоу#
гольные проемы окон скомпонованы попарно. Под#
оконные полочки украшены зубчатой фигурной
кладкой: валиковым пояском отделен гладкий
фриз, широкий карниз над окнами выложен из ря#
дов поребрика. Фигурный аттик, акцентирующий
главный вход, получил арочную форму с гладким
Фото А. Тарунова, 2015