ВЫСОКОГОРСКИЙ РАЙОН
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
208
АЛАТ (РУССКИЙ АЛАТ)
*
ЦЕРКОВЬ УСПЕНСКАЯ, 1712 г., 1897–1898 гг.
Церковь представляет собой разновременной
комплекс построек асимметричной композиции.
Храм из блоков песчаника построен в 1712 на
средства известного казанского купца И.А. Михля#
ева. К основному кубу здания примыкает на всю
ширину полуциркульная апсида. Первоначально к
кубическому объему храма с оформлением окон
гребешковыми наличниками в стиле «нарышкин#
ского барокко» примыкала прямоугольная трапез#
ная из того же строительного материала.
fi„Ó-‚ÓÒÚÓ˜Ì˚È ‡ÍÛÒ
Храм в с. Русский Алат был перестроен в
1896–1898 на средства купца З.И. Баженова. Тра#
пезная, очевидно, была разобрана и отстроена зано#
во из кирпича. Но одновременно с этим имевшиеся
блоки камня были использованы для возведения
южного придела с полуциркульной в плане апсидой.
Кирпичная трапезная объединила старую и новую
части храма по всей его ширине. После этого с запа#
да стали возводить трехъярусную колокольню. Ее
завершает деревянный шатер со «слухами», увен#
чанный маленькой главкой. Нижний ярус колоколь#
ни щедро украшен пилястрами, фризами с горизон#
тальными профилированными тягами и раскрепов#
кой в стиле, подражающем декоративным приемам
русского (нарышкинского) барокко. Во внешнем
оформлении построек использованы лопатки, сту#
пенчатые карнизы, поребрик, а самое главное—вы#
ложены из кирпича на перехваченных дыньками
полуколонках сложные наличники в виде гребеш#
ков, напоминающих деталировку «нарышкинских»
храмов. Псевдорусские элементы в данном случае
органично дополнили старинную архитектуру, так
как со стороны строителей кон. 19 в. огромное вни#
мание было уделено историческому соответствию и
проявлена тщательность в обработке материала.
œËÏÂ˚ ÔÓ‰ÎËÌÌÓ„Ó Ì‡Î˘ÌË͇ Ë ËÏËÚ‡ˆËË ÒÚËΡ ·‡ÓÍÍÓ
В результате продуманного научно#творческого
подхода ценный памятник петровской эпохи в сти#
ле барокко (нач. 18 в.) в соприкосновении с подра#
жательным псевдорусским стилем (кон. 19 в.) при#
обрел своеобразный романтический облик. Перед
нами один из замечательных примеров стилиза#
торства кон. 19 в. на тему древнерусского зодчества.
Сохранность декоративных элементов храма в
настоящее время вызывает тревогу. Многие дета#
ли, элементы каменных колонок и наличников,
особенно подлинные, выполненные из мягкого кам#
ня, самопроизвольно выпадают из кладки, обруша#
ются. Стены из каменных блоков местами разорва#
ны глубокими трещинами. Редкостный памятник
зодчества может быть утрачен, если не будут при#
няты срочные меры по его спасению.
А.М. Тарунов, 2016
Выявленный объект культурного наследия
Фото А. Тарунова, 2015
*
В «Своде памятников истории и культуры Руспублики Татарстан.1999» по ошибке
вместо церкви с. Алат описана церковь в Потанихе (с. 128) и наоборот, вместо Потанихи
описывается церковь в с. Алат (с. 131–132) —
Прим. ред.