Table of Contents Table of Contents
Previous Page  208 / 930 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 208 / 930 Next Page
Page Background

ВЫСОКОГОРСКИЙ РАЙОН

ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

208

АЛАТ (РУССКИЙ АЛАТ)

*

ЦЕРКОВЬ УСПЕНСКАЯ, 1712 г., 1897–1898 гг.

Церковь представляет собой разновременной

комплекс построек асимметричной композиции.

Храм из блоков песчаника построен в 1712 на

средства известного казанского купца И.А. Михля#

ева. К основному кубу здания примыкает на всю

ширину полуциркульная апсида. Первоначально к

кубическому объему храма с оформлением окон

гребешковыми наличниками в стиле «нарышкин#

ского барокко» примыкала прямоугольная трапез#

ная из того же строительного материала.

fi„Ó-‚ÓÒÚÓ˜Ì˚È ‡ÍÛÒ

Храм в с. Русский Алат был перестроен в

1896–1898 на средства купца З.И. Баженова. Тра#

пезная, очевидно, была разобрана и отстроена зано#

во из кирпича. Но одновременно с этим имевшиеся

блоки камня были использованы для возведения

южного придела с полуциркульной в плане апсидой.

Кирпичная трапезная объединила старую и новую

части храма по всей его ширине. После этого с запа#

да стали возводить трехъярусную колокольню. Ее

завершает деревянный шатер со «слухами», увен#

чанный маленькой главкой. Нижний ярус колоколь#

ни щедро украшен пилястрами, фризами с горизон#

тальными профилированными тягами и раскрепов#

кой в стиле, подражающем декоративным приемам

русского (нарышкинского) барокко. Во внешнем

оформлении построек использованы лопатки, сту#

пенчатые карнизы, поребрик, а самое главное—вы#

ложены из кирпича на перехваченных дыньками

полуколонках сложные наличники в виде гребеш#

ков, напоминающих деталировку «нарышкинских»

храмов. Псевдорусские элементы в данном случае

органично дополнили старинную архитектуру, так

как со стороны строителей кон. 19 в. огромное вни#

мание было уделено историческому соответствию и

проявлена тщательность в обработке материала.

œËÏÂ˚ ÔÓ‰ÎËÌÌÓ„Ó Ì‡Î˘ÌË͇ Ë ËÏËÚ‡ˆËË ÒÚËΡ ·‡ÓÍÍÓ

В результате продуманного научно#творческого

подхода ценный памятник петровской эпохи в сти#

ле барокко (нач. 18 в.) в соприкосновении с подра#

жательным псевдорусским стилем (кон. 19 в.) при#

обрел своеобразный романтический облик. Перед

нами один из замечательных примеров стилиза#

торства кон. 19 в. на тему древнерусского зодчества.

Сохранность декоративных элементов храма в

настоящее время вызывает тревогу. Многие дета#

ли, элементы каменных колонок и наличников,

особенно подлинные, выполненные из мягкого кам#

ня, самопроизвольно выпадают из кладки, обруша#

ются. Стены из каменных блоков местами разорва#

ны глубокими трещинами. Редкостный памятник

зодчества может быть утрачен, если не будут при#

няты срочные меры по его спасению.

А.М. Тарунов, 2016

Выявленный объект культурного наследия

Фото А. Тарунова, 2015

*

В «Своде памятников истории и культуры Руспублики Татарстан.1999» по ошибке

вместо церкви с. Алат описана церковь в Потанихе (с. 128) и наоборот, вместо Потанихи

описывается церковь в с. Алат (с. 131–132) —

Прим. ред.