84
АРСКИЙ РАЙОН
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
АРСК
Банковская ул., 2 / Советская пл., 10
ДОМ КАПРАЛОВОЙ, ХХ в.
Дом Капраловых, кон. ХIХ в.
Построен во 2 й пол. 19 — нач. 20 вв.: на первом
этаже размещалась бакалейная и хлебная лавки,
второй этаж — жилой. Купцы Капраловы занима
лись хлебной торговлей, извозом, держали рысис
тых лошадей.
Двухэтажный кирпичный объем с вытянутыми
под прямым углом двумя разновеликими крылья
ми. Угол здания срезан и его стена на втором этаже
приподнята и завершена щипцом. Функциональ
ное предназначение дома (лавка внизу, жилье на
верху) ясно выражено в композиции его фасадов.
Прямоугольные окна с лучковыми завершениями
обрамлены кирпичными наличниками. Карниз ак
тивно выраженный, профилированный. пример жи
лой архитектуры периода эклектики «кирпичного»
исполнения с классицистическими элементами.
Здание подвергалось ремонту в 2000 х, произведе
на замена оконных рам. Используется под офисы.
Г.Л. Файзрахманов, В.П. Притыкин, 1999; А.М. Тарунов, 2015
ПАМЯТНИКАРХИТЕКТУРЫ
Категория охраны:
региональная
Постановление Кабинета Министров ТАССР от 31.07.1991 № 337
АРСК
Вокзальная ул.
ЗДАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВОКЗАЛА
АРСК, 1914 г.
Памятник гражданской архитектуры, относив
шийся к типу общественных зданий в стиле неок
лассицизма, был полностью утрачен в 2004 при
строительстве нового здания железнодорожного
вокзала «Арск».
Деревянное здание железнодорожного вокзала
станции «Арск» было построено в 1914 под руко
водством инженера Фомина на линии Арск —
Урал. Движение через станцию «Арск» было от
крыто в 1918. Протяженное по фронту сооружение,
состояло из трех прямоугольных в плане, парал
лельных друг другу объемов, между которыми в
продольном направлении были расположены еще
два объема. Главные фасады этих зданий были за
глублены внутрь и перед ними выступал навес под
односкатной кровлей на четырех столбах. Цент
ральный объем вокзала был двухэтажным, с вхо
дом по оси; над ним располагался большой люнет, а
по сторонам от него — арочные окна. Разорванный
над люнетом фронтон довершал осевое построение
фасада вокзала. В его крыльях с открытыми гале
реями находились залы ожидания. Симметричную
композицию вокзала дополняли два боковых фли
геля. Все постройки были обшиты горизонтальным
и вертикальным тесом. Здания старого вокзала ли
квидированы в 2004 по решению управления же
лезной дороги.
Г.Л. Файзрахманов, Х.Г. Надырова, 1999; А.М. Тарунов, 2016
Выявленный объект культурного наследия
АРСК
Вокзальная ул.
КОНТОРА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ
АРСК, 1914 г.
Контора железнодорожной станции Арск сло
мана в 2004 после возведения нового здания же
лезнодорожного вокзала.
Здание конторы было построено в 1914 под ру
ководством инженера Фомина. Одноэтажное дере
вянное здание имело центральный двухэтажный
ризалит под лучковой кровлей. Боковые крылья
здания под трехскатными крышами с криволиней
ным изломом по периметру. Окна в боковых
Фото А. Тарунова, 2015