Table of Contents Table of Contents
Previous Page  84 / 930 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 84 / 930 Next Page
Page Background

84

АРСКИЙ РАЙОН

ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

АРСК

Банковская ул., 2 / Советская пл., 10

ДОМ КАПРАЛОВОЙ, ХХ в.

Дом Капраловых, кон. ХIХ в.

Построен во 2 й пол. 19 — нач. 20 вв.: на первом

этаже размещалась бакалейная и хлебная лавки,

второй этаж — жилой. Купцы Капраловы занима

лись хлебной торговлей, извозом, держали рысис

тых лошадей.

Двухэтажный кирпичный объем с вытянутыми

под прямым углом двумя разновеликими крылья

ми. Угол здания срезан и его стена на втором этаже

приподнята и завершена щипцом. Функциональ

ное предназначение дома (лавка внизу, жилье на

верху) ясно выражено в композиции его фасадов.

Прямоугольные окна с лучковыми завершениями

обрамлены кирпичными наличниками. Карниз ак

тивно выраженный, профилированный. пример жи

лой архитектуры периода эклектики «кирпичного»

исполнения с классицистическими элементами.

Здание подвергалось ремонту в 2000 х, произведе

на замена оконных рам. Используется под офисы.

Г.Л. Файзрахманов, В.П. Притыкин, 1999; А.М. Тарунов, 2015

ПАМЯТНИКАРХИТЕКТУРЫ

Категория охраны:

региональная

Постановление Кабинета Министров ТАССР от 31.07.1991 № 337

АРСК

Вокзальная ул.

ЗДАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВОКЗАЛА

АРСК, 1914 г.

Памятник гражданской архитектуры, относив

шийся к типу общественных зданий в стиле неок

лассицизма, был полностью утрачен в 2004 при

строительстве нового здания железнодорожного

вокзала «Арск».

Деревянное здание железнодорожного вокзала

станции «Арск» было построено в 1914 под руко

водством инженера Фомина на линии Арск —

Урал. Движение через станцию «Арск» было от

крыто в 1918. Протяженное по фронту сооружение,

состояло из трех прямоугольных в плане, парал

лельных друг другу объемов, между которыми в

продольном направлении были расположены еще

два объема. Главные фасады этих зданий были за

глублены внутрь и перед ними выступал навес под

односкатной кровлей на четырех столбах. Цент

ральный объем вокзала был двухэтажным, с вхо

дом по оси; над ним располагался большой люнет, а

по сторонам от него — арочные окна. Разорванный

над люнетом фронтон довершал осевое построение

фасада вокзала. В его крыльях с открытыми гале

реями находились залы ожидания. Симметричную

композицию вокзала дополняли два боковых фли

геля. Все постройки были обшиты горизонтальным

и вертикальным тесом. Здания старого вокзала ли

квидированы в 2004 по решению управления же

лезной дороги.

Г.Л. Файзрахманов, Х.Г. Надырова, 1999; А.М. Тарунов, 2016

Выявленный объект культурного наследия

АРСК

Вокзальная ул.

КОНТОРА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ

АРСК, 1914 г.

Контора железнодорожной станции Арск сло

мана в 2004 после возведения нового здания же

лезнодорожного вокзала.

Здание конторы было построено в 1914 под ру

ководством инженера Фомина. Одноэтажное дере

вянное здание имело центральный двухэтажный

ризалит под лучковой кровлей. Боковые крылья

здания под трехскатными крышами с криволиней

ным изломом по периметру. Окна в боковых

Фото А. Тарунова, 2015