7
ПРЕДИСЛОВИЕ
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
культуры. Приводятся исторические и архитектур
ные описания этих объектов. В данный Каталог не
включены объекты археологического наследия за ис
ключением объектов, входящих в состав историко
архитектурных и археологических музеев заповед
ников Республики Татарстан (Болгарского, Биляр
ского, Иске Казанского), а также отдельных памят
ников эпиграфического наследия (надгробий 14–16
вв.), наличие и местонахождение которых на терри
тории муниципальных районов Татарстана в настоя
щее время точно установлено.
Все объекты культурного наследия сгруппирова
ны в соответствии с современным административно
территориальным делением республики в алфавит
ном порядке независимо от категории их охраны.
Описания объектов каждом районе начинаются с
объектов, расположенных в районном центре, далее
в алфавитном порядке следуют иные населенные
пункты районного подчинения. Внутри крупных на
селенных пунктов описания объектов приводятся,
как правило, также в алфавитном порядке по назва
ниям улиц и площадей, на которых те расположе
ны.Исключение сделано только для современного
городского округа Набережные Челны, где такой
принцип был неприменим.
При описании памятника указываются: назва
ние города, населенного пункта, его адрес (в тех на
селенных пунктах, где есть улицы и номера домов),
название памятника, его датировка и типологичес
кая принадлежность, фамилии архитекторов и
скульпторов (если их удалось установить). В статье
о памятнике жилой архитектуры указываются фа
милии владельцев, о здании общественного назна
чения — учреждение, для которого оно строилось, а
также другие организации, располагавшиеся в этом
здании позже, если о том имеются проверенные све
дения. Если тот или иной памятник построен на бла
готворительные средства, называются фамилии
благотворителей. Даты до 10 февраля 1918 г. даны
по старому стилю.
В описании архитектурного облика объекта выде
лялись следующие параметры: местоположение в си
стеме города, населенного пункта, улицы, ландшафта
и т.д., типологическая принадлежность, композицион
ная структура и ее особенности, объемно планировоч
ное решение и архитектурно декоративное оформле
ние фасадов и интерьеров (если последние исследова
ны), изменения первоначального облика в процессе
перестроек (если выявлены), стилевая характеристи
ка, место и значение его в истории архитектуры и
градостроительства Татарстана (для уникальных и
значимых памятников архитектуры). В особых случа
ях приводятся описания интерьеров или художест
венных произведений, неотъемлемо связанных с этим
объектом.
Основные архитектурные описания объектов
культурного наследия были созданы при подготовке
к изданию Свода памятников истории и культуры
Республики Татарстан (в 1997–1999 гг.). Для стиле
вой характеристики объектов авторами использова
лась общепринятая в искусствознании последних
лет терминология стилей и их направлений. С учетом
композиционных, объемно планировочных и архи
тектурно декоративных признаков, временных ра
мок строительства и последующих реконструкций
памятник архитектуры был отнесен к одному из сти
лей или их направлений. При сочетании в одном объ
екте нескольких стилевых направлений в его харак
теристике это отмечалось особо.
В Своде были выделены памятники архитектуры
булгарского периода, русской архитектуры псков
ской, владимирской и московской школ 2 й пол. 16 в.,
русской архитектуры 17 в. в стиле «кирпичного узо
рочья». С 18 в. получили распространение следую
щие стили, их направления и течения:
барокко — петербургское, московское, украин
ское и др. (начало — 3 я четверть 18 в.),
классицизм — ранний, александровский, никола
евский, поздний и т.д. (последняя четверть XVIII —
нач. XIX вв.),
ампир (1 я треть XIX в.),
эклектика (1840 е гг. — нач. 20 в.).
Архитектурная эклектика характеризуется ис
пользованием в оформлении построек и декоратив
ных элементов архитектуры других исторических
периодов и стилей, а также их различным сочетани
ем. В таких случаях употреблялась соответствую
щая терминология:
«кирпичное» направление эклектики — когда ис
пользуется неоштукатуренная кирпичная кладка с
деталями и декором из фасонного кирпича или
двухцветная кладка заподлицо;
национально романтическое направление эклек
тики с использованием форм и элементов декора
архитектуры мусульманских стран и татарского на
рода и т.д.
классицистическое направление — когда преоб
ладают ордерные и другие формы классицистичес
кой архитектуры;
псевдорусское, русско византийское, псевдоре
нессансное, псевдоготическое и другие направления
эклектики, когда в постройках используются формы
и элементы декора древнерусской, ренессансной,
средневековой европейской архитектуры.
Модерн возник в противовес эклектизму и был
распространен в конце ХIХ–ХХ вв. Различают ран
ний модерн — 1895–1905 гг. (отличался замыслова