4
ПРЕДИСЛОВИЕ
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
затруднило пользование массивом информации.
Другие недостатки подготовленного и осуществлен
ного в 1999 г. издания проистекали опять таки из за
неоправданной экономии на полиграфических мате
риалах, что привело к откровенно низкому качеству
воспроизведения натурной фиксации памятников.
Тем не менее научный уровень информации, приве
денной в основной массе статей изданного Свода, и
общую научную ценность книги трудно оспорить. Вот
почему она до сих пор полезна и служит основным
справочником в своей сфере.
Осуществленное в 1999 г. издание Свода было
максимально использовано при формировании Спис
ка вновь выявленных объектов культурного насле
дия Республики Татарстан, утвержденного прика
зами Министерства культуры Республики Татар
стан в 2010–2013 гг. При составлении современной
актуализированной версии Свода (Каталога объек
тов культурного наследия Республики Татарстан на
2016 г.) в отсутствии других источников информации
по вновь выявленным объектам приходилось опи
раться на именно на опубликованный Свод. И поэто
му следует подробно остановиться на анализе его со
держания и структуры и даже повторить некоторые
комментарии составителей.
К памятникам истории и культуры, включенным
в изданный в 1999 г. Свод, были отнесены в первую
очередь здания и сооружения прошлых веков, что
является методологически бесспорным. На большин
ство этих объектов Министерство культуры Респуб
лики Татарстан уже располагало научными паспор
тами памятника истории и культуры, которые со
ставляли весьма квалифицированные специалисты,
начиная с 1960 х гг. Наряду с этим авторами рассма
триваемого Свода к числу памятников истории и
культуры был причислен целый ряд выявленных об
разцов гражданской, промышленной, военной, куль
товой архитектуры, народного зодчества кон. 19 —
нач. 20 вв. (дореволюционного периода), которые ра
нее не заинтересовали исследователей предшест
венников. Подобные объекты представляли не столь
ко архитектурный интерес, сколько исторический,
так как оставались подлинными свидетелями исто
рии локальных территорий, которые вошли в состав
образованной в 1920 г. Татарской АССР (ныне Рес
публики Татарстан). Среди этой группы объектов —
множество построенных перед революцией по типо
вым и индивидуальным проектам зданий земских
школ и больниц, в то время еще использовавшихся
по прямому назначению, а также сохранившиеся в
малых городах и селах купеческие дома и лавки.
Кроме того, в данный Свод наряду с признаными ше
деврами (уже состоящими на государственном учете
и охране) были включены многие сельские культо
вые сооружения сер. 19 — нач. 20 вв., представляв
шие как православную (каменные и кирпичные цер
кви), так и мусульманскую культуру (в основном ти
повые деревянные и кирпичные мечети). И те, и дру
гие на тот момент в официальных списках памятни
ков истории и культуры не числились, в повседнев
ной жизни значения не имели, использовались не по
назначению, а некоторые пребывали в заброшенном
и даже аварийном состоянии.
К категории «памятники истории» в советские го
ды причисляли прежде всего архитектурные и
скульптурные монументы, дома и памятные места,
связанные с жизнью деятелей культуры как дорево
люционного (татарский поэт Габдулла Тукай, чуваш
ский просветитель Иван Яковлев, русский писатель
Максим Горький и др.), так и революционного (Н.И.
Бауман, В.И. Ульянов, М. Вахитов) периодов. В госу
дарственных списках памятников истории на тот мо
мент численно преобладали объекты, связанные ис
торией становления советской власти и монументы
погибшим в гражданской войне со стороны победив
ших «красных». Вопреки укоренившейся советской
традиции, составители демократизировали Свод
1999, существенно расширив словник персоналий,
включив в него имена целого ряда татарских мусуль
манских религиозных деятелей и оппозиционных со
ветской власти политиков (Шигабутдин Марджани,
Шамсутдин Культеси, Хади Атласи, Гаяз Исхаки,
братья Буби др.).
В официальных списках памятников истории и
культуры отсутствовали на тот момент многие досто
примечательные здания и места (в том числе инди
видуальные захоронения), связанные с биографиями
деятелей культуры советской эпохи. Среди включен
ных в Свод оказалось множество памятных мест,
представлявших культуру преимущественно татар
ского народа (писатели, поэты, ученые), но наряду с
ними (по отдельным районам), была показана куль
тура чувашского (Ефрем Еллиев, Пётр Хузангай),
удмуртского (Григорий Медведев), марийского (Ми
хаил Герасимов Микай), мордовского (С.Н. Нефедов
Эрьзя), а также татар кряшен (Егор Уткин).
Под влиянием стремительно происходившего в
те годы радостного процесса расставания с советской
идеологией в перечень памятников истории и куль
туры республиканского значения по настоянию но
вых властей Татарстана были записаны и совершен
но новые, только что возведенные в 1990 х гг. му
сульманские архитектурные сооружения, восприни
мавшиеся в ту пору «символами возрождения Татар
стана». В результате в Своде среди памятников исто
рии и культуры оказались и только только постро
енные эффектные каменные мечети в Нижнекамске,
Набережных Челнах, Нурлате, Муслюмово и др.