Table of Contents Table of Contents
Previous Page  713 / 930 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 713 / 930 Next Page
Page Background

713

ТУКАЕВСКИЙ РАЙОН

ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

лась шатром. Верхние части северного и южного

фасадов собственно храма были украшены фрон

тонами. Стены прорезаны оконными проемами с

полуциркульными завершениями, проемы обрам

лены килевидными архивольтами, опираются на

декорированные лопатки. Четверик в ярусе звона

колокольни раскрепован пилястрами тосканского

ордера, аркатура восьмерика обрамлена архи

вольтами килевидной формы, опирающимися на

импосты. Типичный пример ранней архитектур

ной эклектики в русско византийском стиле.

Сооружение постепенно восстанавливается с

2009 по настоящее время. Заново отстроены све

товая ротонда, шлемовидный купол, верхние яру

сы колокольни, разрушенные в советский период.

Л.Ш. Яковлева, 1999; А.М. Тарунов, 2016

—ıÂχ „‡Ìˈ ÚÂËÚÓËË

Ó·˙ÂÍÚ‡ ÍÛθÚÛÌÓ„Ó Ì‡ÒΉˡ

Выявленный объект культурного наследия

ОСТАНКОВО

ЦЕРКОВЬ СПАССКАЯ, 1798 г.

В 1750 х местные башкиры за деньги уступили

большой участок своих земель капитану драгун

ского полка И.И. Останкову. Выйдя в отставку, он

переселил сюда русских крестьян и обосновался

здесь сам, основав усадьбу Останково.

Выразительный кирпичный храм построен в

1798 помещиком И.И. Останковым в стиле

барокко, характерном для елизаветинской эпохи.

На пониженном четверике храма установлен уд

линенный световой восьмигранный ярус под сом

кнутым 8 лотковым сводом. Второй ярус освеща

ется арочными полуциркульными окнами. Грани

восьмерика отмечены лопатками. Венчающий гра

неный купол прорезан люкарнами по сторонам

света. С востока к основному объему храма примы

кает полукруглая в плане апсида.

В 1841–1845 на средства Н.И. Останкова цер

ковь была расширена, выстроены два придела и

колокольня.

Три верхних яруса колокольни прорезаны

арочными проемами, которые фланкированы пи

лястрами; в нижних квадратных ярусах они спа

рены. Главный вход в храм в нижнем ярусе

колокольни был оформлен изящным 4 колонным

портиком (две колонны утрачены). Декор фасадов

основного объема соответствует стилю барокко:

щиты над проемами, наличники с «ушами» у лю

карны и т.п. Однако же, трапезная и колокольня

получили наружное оформление в стиле позднего

классицизма. В 2013 приступили к противоава

рийным работам, но ведутся они медленно, с тех

пор появилась только временная кровля над тра

пезной.

Е.В. Липаков, Г.Г. Нугманова, 1999; А.М. Тарунов, 2016

Выявленный объект культурного наследия

ТЛЯНЧЕ'ТАМАК

КОМПЛЕКС ЗДАНИЙ МЕДРЕСЕ

Село как башкирский аул фигурирует в доку

ментах 1721–1722. В дореволюционных источни

ках упоминается также под названием Кламчита

мак. В 18 – 1 й пол. 19 вв. жители делились на баш

кир вотчинников, тептярей и государственных

крестьян (татар и русских, арендовавших земли у

башкир).

Медресе в Тлянче Тамаке (одно из популяр

ных мест мусульманского образования) действо

вало с нач. 19 в. Комплекс зданий медресе выстро

ен на средства мензелинского и челнинского куп

ца хлеботорговца Зарифа Садыковича Халфина

во 2 й пол. 19 в. Долгие десятилетия в медресе

Тлянче Тамака преподавали муллы просветители

из семьи Зубареевых. В нач. 20 в. это было извест

ное джадидское (новометодное) учебное заведение.

Фото А. Тарунова, 2017