712
ТУКАЕВСКИЙ РАЙОН
ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ
Кирпичный двухпрестольный храм построен в
1825–1829, в 1840 е перестраивался из за ошибок
подрядчиков.
Центральный объем храма — двусветный чет
верик с портиками на северном и южном фасадах и
широким световым барабаном, который завершал
ся небольшой главкой. Трехъярусная колокольня
встроена в узкую трапезную. Прямоугольные
оконные проемы трапезной и апсиды утоплены в
арочные ниши. Над портиками большие полуцир
кульные проемы второго света. Завершение коло
кольни и купол храма утрачены. Внутри сохрани
лись остатки росписи. Образец культовой архитек
туры в стиле ампир.
В 1932 храм был закрыт советскими властями.
Пустует до сих пор. Состояние неудовлетвори
тельное.
Е.В. Липаков, 1999; А.М. Тарунов, 2016
Выявленный объект культурного наследия
КРУГЛОЕ ПОЛЕ
Станция и поселок
ПАРОВОЗ ЭМ 739*24
НА ВЕЧНОЙ СТОЯНКЕ, 1972 г.
Поселок Круглое Поле появился в июне 1956
среди голой степи. Осенью 1953 изыскатели верну
лись на место, которое застолбили еще в 1939.
Здесь начались работы по строительству железно
дорожной станции, на железнодорожной ветке, ко
торая вела к поселку Кама. В 1954 в поле построи
ли деревянный 16 квартирный барак, в котором
поселились 32 семьи. Вскоре к нему добавились
еще 4 барака и клуб.
Протяженность железной дороги постепенно
увеличивалась, на станцию прибывали вагоны с
оборудованием и рабочими бригадами. В 1954
приступили к возведению вокзала, хлебопекарни,
бани. Первоначально станцию назвали «Новая
Биклянь». Это название просуществовало два года.
В 1956 станцию переименовали в «Круглое Поле».
После того, как в 1969 были приняты решения о
строительстве комплекса заводов по выпуску
большегрузных автомобилей, станция и железно
дорожная линия заработали на полную мощность.
В 1971 МПС приняло решение о создании на
станции Круглое Поле подотдела Ульяновского от
деления железной дороги для оперативного управ
ления продвижения вагонопотоков. Так станция из
7 путей разрослась до 28. В настоящее время Круг
лое Поле — большой поселок, на территории кото
рого расположены разные предприятия.
Паровоз Эр 739 24 изготовлен Брянским заво
дом в 1942. Установлен в пос. Круглое Поле в 1972 в
честь завершения строительства железной дороги
Акбаш — Круглое Поле.
Е.В. Липаков, 1999; А.М. Тарунов, 2016
Выявленный объект культурного наследия
НОВОТРОИЦКОЕ
ЦЕРКОВЬ ТРОИЦКАЯ, сер. XIX в.
Кирпичный двухпрестольный храм строился с
1831 по 1852. В 1835 был освящен Покровский при
дел и лишь в 1852 — главный Троицкий престол.
Длительный срок строительства объясняется не
хваткой средств (храм строился наполовину на
средства Министерства Императорского двора, на
половину — на средства прихожан). Проектировал
храм уфимский губернский архитектор А.В. Алфе
ев на основе образцовых проектов К.А. Тона.
Храм осевой композиции, основной объем —
односветный четверик, стены которого посред
ством парусов переходят в высокий барабан, ос
вещенный десятью окнами, перекрытый куполь
ным сводом. Колокольня трехъярусная, нижние
ярусы — четверики, ярус звона — восьмерик с
проемами на всех гранях, колокольня заверша
Фото А. Тарунова, 2015
Фото А. Тарунова, 2017