684
СПАССКИЙ РАЙОН
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
крыт пологим четырехгранным сводом и увенчан
главкой на барабане. Четверик и апсида храма — в
стиле барокко. Декорирован городковым карнизом,
раскрепованными пилястрами, наличниками с «пе$
тушьим гребешком». Колокольня выдержана в сти$
ле классицизма с элементами барокко.
¬Ë‰ ̇ ÛÒ‡‰¸·Û ÃÓÎÓÒÚ‚Ó‚˚ı ´“Ë ŒÁ‡ª. —Â. XIX ‚.
ÃÓÎÓÒÚ‚Ó‚
ÃÓÎÓÒÚ‚Ó‚
œÓÙËËÈ À¸‚ӂ˘
¬Î‡‰ËÏË œÓÙ˸‚˘
(1760ó1808)
(1794ñ1845)
В ограде церкви находился некрополь (не со$
хранился) многочисленной семьи Л.И. Молоствова,
который выкупил имение в 1779 у В.Б. Болховской
(он был супругом ее сестры Анны Борисовны).
Один из его сыновей Порфирий Львович Молоствов
(1760–1808), спасский уездный и казанский гу$
бернский предводитель дворянства, имел сына Вла$
димира Порфирьевича Молоствова (1794–1863) —
попечителя Казанского учебного округа, другой его
сын, Модест Порфирьевич жил и умер в имении
Три Озера. Со большой семьей Модеста Порфирь$
евича Молоствова (1799–1845) был хорошо знаком
в период своей жизни в Казани молодой Л.Н. Тол$
стой, его серьезно увлекала начитанная дочь хозя$
ина Зинаида. Усадьбу Три Озера унаследовал ее
брат Михаил Модестович Молоствов (1841–1882).
Он значительно расширил старый храм, чтобы в
нем могла поместиться вся родня, которая раз в год
неукоснительно проводила съезд Молоствовых в
родовом гнезде. От усадебных построек в с. Три
Озера следов не сохранилось.
А.М. Тарунов, 2016
Выявленный объект культурного наследия
ЩЕРБЕТЬ
ЦЕРКОВЬ Св. КНЯЗЯ МИХАИЛА ТВЕРСКОГО,
1761 г., 1892 г.
Кирпичный храм в виде четверика с сомкнутым
сводом был возведен в 1761 на средства помещика
Михаила Дмитриевича Молоствова. В 1892 из$за тес$
ноты и обветшалости здания наследниками помещи$
ка Александра Таврионовича Молоствова (1829–
1891) был расширен придельный храм, а основной
облицован кирпичом. Были также выстроены тра$
пезная и колокольня (постройку вел казанский архи$
тектор П.М. Тюфилин).
В осевой композиции храма активно выявлен
двусветный куб четверика, над которым возведен
массивный купол, посаженный на глухое кольцо
барабана. По углам четверика, еще более выделяя
его, в кон. 19 в. были возведены глухие четырех$
угольные башенки с четырехгранными главками,
увенчанными крестами. Широкая апсида в полови$
ну высоты четверика имеет закругленные углы.
Симметричность композиции церкви нарушена
выступающим объемом северного придела с полу$
круглой апсидой. С запада по оси к трапезной
вплотную примыкает трехъярусная колокольня —
два одинаковых восьмерика на четверике. На пер$
вом ярусе стены церкви рустованы, углы и ризали$
ты трапезной и четверика храма раскрепованы пи$
лястрами. Окна второго уровня. Крупная сельская
церковь, получившая эклектичное оформление
после перестройки в кон. 19 в.
Р.А. Айнутдинов, В.П. Притыкин, 1999; А.М. Тарунов, 2016
Выявленный объект культурного наследия
Фото А. Тарунова, 2015