680
СПАССКИЙ РАЙОН
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Город Сувар существовал до 1236, т.е. до нашест$
вия монголов, которые захватили город, разрушили
его и сожгли. Большинство жителей при этом погиб$
ло. Остальные разбежались по окружающим лесам.
Но потом вернулись в родные места и вновь основа$
ли Сувар к северо$востоку от прежнего города. Но
обносить валами новое поселение уже не стали из$
за запрета монгольских властей. Новый Сувар не
смог достичь прежнего могущества и славы, но па$
мять об обоих городах жива как в народе, так и в ар$
хеологических памятниках, расположенных рядом
с селом Кузнечиха, основанном ясачными крестья$
нами в нач. 18 в.
ƒ‚Óˆ ÙÂÓ‰‡Î‡ ËÁ —Û‚‡‡. XñXIV ‚‚.
–ÂÍÓÌÒÚÛÍˆËˇ ‘.’. ¬‡Î‚‡ ̇ ÓÒÌÓ‚‡ÌËË ‡ÒÍÓÔÓÍ
¿.œ. —ÏËÌÓ‚‡. 1950- „„.
Городище Сувар в настоящее время включено в
территорию Болгарского государственного истори$
ко$архитектурного музея$заповедника.
А.М. Тарунов, 2016
Из книги А.П. Смирнова «Волжские Булгары» (1951):
Древнейшее из этих сообщений принадлежит пе-
ру Эль-Балхи (935–951): «Булгар — это имя страны,
жители которой исповедуют ислам, и имя города, в
котором находится главная мечеть. Недалеко от это-
го города лежит другой город, Сивар, где находится
главная мечеть. Мусульманский проповедник-булгар
сказал, что число жителей обоих этих городов про-
стирается до 10 000 человек, что там короткие дни и
долгие ночи. Дома деревянные и служат зимними жи-
лищами, летом же жители расходятся по войлочным
юртам». То же повторяет составитель Восточной гео-
графии ибн-Хаукаль.
К сер. X в. относится краткое упоминание о Су-
варе в ответном письме хазарского царя Иосифа (по
пространной редакции): «...Я тебе сообщаю, что жи-
ву у реки по имени Итиль, в конце реки Г-р-гана. На-
чало этой реки обращено к востоку на протяжении 4
месяцев пути. У этой реки расположены многочис-
ленные народы в селах и городах, некоторые в откры-
тых местностях, а другие в укрепленных (стенами)
городах. Вот их имена: Бур-т-с, Бул-г-р, С-вар,
Арису, Ц-р-мис, В-н-н-тр, С-в-р, С-л-вина. Каждый
народ не поддается точному расследованию, и им нет
числа. Все они мне служат и платят дань».
К кон. X в. относится свидетельство Шемседина
Абу-Абдаллаха Мухаммеда ибн-Ахмеда, известного
под именем Аль-Мукаддаси, который, упомянув о
городе Суваре, отметил, что город лежит на Волге,
что тамошние строения суть войлочные юрты, и что
у жителей много полей и имущества.
От XI в. известно свидетельство Махмуда Каш-
гарского, который в словаре тюркского языка и на
карте, приложенной к тексту, упоминает Сувар,
помещая его недалеко от Каспийского моря, на за-
падном берегу р. Итиль. На восточном берегу автор
помещает Булгар, а к западу от Сувара — кыпчаков.
В ряде мест им отмечено сходство языка кыпчаков,
гузов и суварцев. От XII в. мы имеем свидетельство
Эдриси, который в своей «Географии» упоминает
Сувар, относя его к буртасам. «География» Эдриси
переведена Жобером. «Буртасы, — пишет Эдриси,
— народы этой страны, соседи хазар. Они имеют де-
ревянные дома и войлочные юрты, их города в чис-
ле двух Бартас и Саван».
ПАМЯТНИК АРХЕОЛОГИИ
Категория охраны:
федеральная
Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327