Table of Contents Table of Contents
Previous Page  572 / 930 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 572 / 930 Next Page
Page Background

572

Пос. ГЭС. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

2005 их число доведено до 6746; в 2006–2010 внесено

дополнительно 58 имен. В день 60 летия Победы

(9 мая 2005) Вечный огонь зажжен повторно, т.к. в пе

риод ремонтных работ он был временно потушен.

Б.А. Камеев, А.М. Тарунов, 2016

ПАМЯТНИК ИСТОРИИ. Категория охраны:

ÏÂÒÚ̇ˇ

Постановление Главы администрации г. Набережные Челны

от 06.12.2002 № 2799

НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

Трактовая ул. (пос. Элеваторная Гора)

ЧЕЛНИНСКИЙ ХЛЕБНЫЙ ЭЛЕВАТОР, 1917 г.

Начиная с 1887, Мензелинское уездное земство

неоднократно обсуждало вопрос о строительстве эле

ватора емкостью не менее в 1 млн 300 тыс. пудов при

Челнинской пристани. Однако строительство такого

объекта требовало вложения огромных средств, кото

рых у земства не было. Неоднократные попытки обра

щения за ссудой в центральные органы власти закан

чивались безрезультатно.

С 1910 к обсуждению и решению вопроса о стро

ительстве элеваторов в России активно подключил

ся Государственный банк. В его структуре был со

здан отдел зернохранилищ. Элеваторы предполага

лось строить преимущественно на железнодорож

ных станциях и при пристанях, являвшихся круп

ными центрами хлебной торговли. Страна была раз

делена на районы согласно имевшимся отделениям

Госбанка. Строительство Набережночелнинского

элеватора было отнесено к ведениюСимбирско Пен

зенского района. Элеватор при пристани Набереж

ные Челны вошел в программу первоочередного

строительства. Его емкость определена в 2 млн пу

дов, а приемная способность — в 8 тыс. пудов в час.

Смета на строительство была утверждена на заседа

нии Совета Госбанка 20 ноября 1914. Весной был

приобретен участок земли, тогда же начались рабо

ты по выемке котлована под главное здание. На

строительстве элеватора работало большое количе

ство людей. В 1915 на стройке трудились 150 воен

нопленных австрийцев. Поставка стройматериалов

и работы на основных объектах элеватора выполня

лись подрядчиками — как местными, так и из дру

гих городов России. Оборудование и механизмы для

элеватора закупались на конкурсной основе у раз

личных поставщиков, при этом предпочтение отда

валось отечественным производителям.

По планировке здание разделено на три части:

рабочая башня — 10 этажное каркасное здание

высотой более 42 м с несущими стенами. В нем раз

мещены транспортное (транспортеры, ковшовые

нории), зерноочистительное (сепараторы) и весо

вое оборудование, лифт и лестница; мешковая —

трехэтажное здание для мешкотары (здание утра

тило свое функциональное значение), которое ис

пользовалось для хранения зерна россыпью; си

лосный корпус — трехэтажное пространственное

сооружение для хранения зерна в деревянных (об

шитых железом) силосах высотой 18,6 м с общим

количеством 486 шт.

Эксплуатация элеватора началась спустя 4 года

после начала строительства, в сентябре 1917. Чел

нинский элеватор из 47 построенных в России до

революции элеваторов оказался третьим по объ

емам зернохранилищ (2 млн пудов), уступая толь

ко Самарскому (3,4 млн) и морскому Новороссий

скому (3,0 млн).

Б.А. Камеев, А.М. Тарунов, 2016

ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ. Категория охраны:

местная

Постановление главы администрации г. Набережные Челны

от 06.12.2002 № 2799