571
НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ. Пос. ГЭС
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
Джалиля (Мусы Джалиля) проспект
(пос. ГЭС)
СТЕЛА С БАРЕЛЬЕФОМ ТАТАРСКОГО ПОЭТА
МУСЫ ДЖАЛИЛЯ
Памятный знак открыт 8 мая 1985 (к 40 летию
Победы в Великой Отечественной войне) на прос
пекте М. Джалиля в пос. Гидростроителей. Руково
дитель проекта — заслуженный деятель искусств
Татарстана Г.А. Иванов, скульптор Л.А. Зимина. Мо
нумент органично вписан в городскую среду.
Ограждение сквера, расположенного вдоль проспек
та Джалиля, прерывается в центре торжественным
маршем ступеней. Они ведут в глубь парка к площа
ди с памятником, к которой сходятся радиусы аллей.
Основанием композиции служит выпуклый диск,
выложенный каменными плитами (символ берлин
ской тюрьмы Моабит, где был казнен поэт патриот и
его товарищи). На вершине диска еще один круг
(символ вечности жизни) — круглый цоколь пьеде
стал, на котором возвышаются две сближенные сте
лы, облицованные светло серым травертином (вид
туфа). Они создают триединый символ памяти о по
эте герое: штык, перо и архитектурный образ ост
рой татарской арки, которую образуют скошенные
края стел. Сквозь обе стелы как бы продернуто гра
нитное полотнище знамени с раскрытой «Моабит
ской тетрадью» стихов Мусы Джалиля, со страниц
которой словно проступает горельеф головы поэта.
Достоверно запечатлены черты лица поэта героя в
выразительной пластике скульптуры Лидии Зими
ной. Знамя, книга и голова поэта выполнены из ка
рельского гранита красновато розовых оттенков
(исполнители — мастер каменотес П.П. Захарчук и
В.А. Хомяков). В 2004–2005, к 100 летию Мусы
Джалиля, проведено благоустройство сквера.
Б.А. Камеев, А.М. Тарунов, 2016
ПАМЯТНИК ИСТОРИИ. Категория охраны:
местная
Постановление Главы администрации г. Набережные Челны
от 06.12.2002 № 2799
НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
Джалиля (Мусы Джалиля) проспект
/ Батенчука ул.
(пос. ГЭС)
МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
«РОДИНА МАТЬ», 1975 г.
Одно из первых произведений монументальной
скульптуры в Набережных Челнах. Монумент от
крыт в старой части города 9 мая 1975, к 30 летию
Победы. Автор — казанский скульптор Ильдар Ха
нов (1940–2013). Опираясь на традиции мексикан
ской школы монументальной живописи и скульп
турные опыты Альфаро Сикейроса, И.М. Ханов для
выражения идеи величия народного подвига исполь
зовал древнегреческий миф о бессмертной птице
Феникс. Она воплощена в бетоне в виде гигантской,
неудержимо и мощно летящей над поверхностью
земли птицей с лицом женщины и телом орлицы.
Правой рукой она благословляет своих детей, а в ле
вой держит меч. При огромной массе скульптуры со
здается впечатление мощного полета. После откры
тия неординарного монумента в 1975 разразился
скандал, т.к. проект не согласовали с Союзом худож
ников СССР. ИзМосквы раздавались требования де
монтажа сооружения. Однако в зарубежной прессе
(Андре Ремакль) появился следующий отзыв: «Этот
мемориал отличается поразительной красотой. Он
оказывает честь советскому искусству. При всем его
неоспоримом модернизме, однако, без крайностей,
этот памятник в то же время продолжает некоторые
традиции народного искусства»... После такой оцен
ки авангардный монумент в Набережных Челнах
был сохранен.
В 2005 площадь вокруг монумента «Родина мать»
была реконструирована. Расположенная за ним сте
на памяти расширена и дополнена именами погиб
ших солдат и офицеров — уроженцев Челнинского
района в 1941–1945. В 1975 высечено 2500 фамилий, в