407
ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ РАЙОН.
ОСТРОВ-ГРАД СВИЯЖСК
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
—ÚÂÌÓÔËÒ¸ Ë ËÍÓÌÓÒÚ‡Ò ”ÒÔÂÌÒÍÓ„Ó ÒÓ·Ó‡
По содержанию роспись может быть подразде
лена на три сюжетные линии: история жизни пер
вых людей Адама и Евы; «божественное домостро
ительство» — создание Богом всего сущего на не
бесах и на земле; жизнеописание Пресвятой Бого
родицы. Интересной особенностью фресок являет
ся отсутствие на западной стене храма традицион
ного сюжета «Страшного суда». На приалтарных
столбах предположительно изображен Иоанн IV
Грозный (слева) и митрополит Макарий (справа).
Фрески
неоднократно
подновлялись.
В
1899–1900 стенописи Успенского собора реставри
ровались артелью палехского художника Н.М. Са
фонова под наблюдением профессора Казанского
университета Д.В. Айналова.
К нач. 1960 х сохранность фресок вызывала се
рьезные опасения. Работы по реставрации
отдельных участков стенописи в Успенском соборе
летом 1964 начал Д.Е. Брягин (1923–1986), в
1965–1967 начатые работы продолжал его ученик
Г.С. Бахтель.
´Õ ˚‰‡È ÏÂÌÂ, ÇÚ˪.
‘‡„ÏÂÌÚ ÙÂÒÓÍ ˛ÊÌÓÈ ÒÚÂÌ˚
–ÓÒÔËÒ¸ ‚ ‡Îڇ ´¬ÂÎËÍËÈ ‚ıÓ‰ª
С 1972 бригадой СНРПМ объединения «Росрес
таврация» под руководством И.П. Ярославцева ре
ставрация фресок проводилась по всему интерье
ру Успенского собора. В 1984 по окончании реста
врационных работ Успенский собор Свияжска был
принят государственной комиссией. До лета 1993
Успенский собор, находившийся на территории
психбольницы, был закрыт. Весной 1993 собор ста
новится филиалом Музея изобразительных ис
кусств Республики Татарстан. В 1996, сразу после
передачи Успенского монастыря православной
церкви, художником реставратором Межобласт
ного научно реставрационного художественного
управления В.Ф. Косушкиным и З.А. Захаровой
проводились работы по укреплению стенописи.
Современный этап реставрации фресок Успен
ского собора в Свияжке начался в 2012, и эти рабо
ты еще не завершены.
Р.В. Билялов, 1999; А.М. Тарунов, 2016
ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ, ПАМЯТНИК ИСКУССТВА
Категория охраны:
федеральная
Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327
Фото А. Тарунова, 2015