406
ОСТРОВ-ГРАД СВИЯЖСК.
ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ РАЙОН
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Успенский собор, 1560 г., зодчий Постник
Яковлев
¬Ë‰ Ò ˛„‡
Собор был заложен весной 1556, завершение
работ и освящение состоялось в сентябре 1560.
Строительство осуществлено артелью псковских
мастеров под руководством Ивана Ширяя; проект
собора подготовлен, вероятно, Постником Яковле
вым по прозвищу Барма.
–ÂÍÓÌÒÚÛÍˆËˇ ̇ XVI ‚.
Первоначально представлял собой квадрат
ный в плане, одноглавый, под восьмискатной
кровлей, четырехстолпный, крестово купольный,
трехапсидный храм, построенный из белого изве
стняка, добытого у Печищ и Гребеней (напротив
Казани, на Волге). Снаружи фасады храма были
обработаны четырьмя лопатками, стянутыми по
верху лопастными арками, барабан украшен ти
пично псковскими деталями: ленты из «бегунков»
— впадинки из треугольников, сверху и снизу по
яски из поребрика, над ними лента из полуцир
кульных арочек. В 1730–1740 е собор перестраи
вается в барочном стиле: восьмискатное покры
тие заменено полусферической кровлей; срезаны
характерные псковские детали — «щипцы»; углы
здания надложены кирпичом; по верхнему краю
стен (на всех четырех фасадах) возведен узорча
тый аттик парапет из пышных барочных фрон
тончиков; глава собора получила восьмискатное
сферическое покрытие вместо завершения луко
вичной формы; на главе надстраивается глухой
восьмигранный барабан, обитый железом, над
ним небольшая грушевидная главка с крестом.
Парапет южной паперти украшается вновь возве
денной узорчатой балюстрадой; в фасадах прору
баются новые оконные проемы с обрамлением,
как и у окон вновь пристроенной трапезной,
барочными наличниками.
¬Ë‰ Ò ‚ÓÒÚÓ͇
Пристройки к древнему собору: 1) галерея па
перть — нач. 17 в.; 2) квадратная апсида Германов
ского придела с юго восточной стороны — кон. 17 в.
(разобрана в кон. 18 в.); 3) трапезная — кон. 18 в.; 4)
крытое крыльцо — 1857; 5) устройство калорифер
ных печей — 1894.
В 2000 в Успенском соборе производилось
укрепление фундамента. В 2010 собор вновь
закрылся на реставрацию.
Главной достопримечательностью собора были
и остаются фресковые росписи, выполненные
предположительно в 1561. Это один из наиболее со
хранившихся циклов монументальной живописи
сер. 16 в. (общая площадь 1080 кв. м). Фрески собо
ра не имеют полных аналогов по манере написания
и цветовому колориту ни в одной из древнерусских
школ фресковой росписи.
Фото А. Тарунова, 2015