Table of Contents Table of Contents
Previous Page  382 / 930 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 382 / 930 Next Page
Page Background

382

ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ РАЙОН

ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

ствительным членом Общества археологии, исто$

рии и этнографии при Казанском университете

(1885). В деревне сохранилось перестроенное зда$

ние второй соборной мечети, строительство кото$

рой началось на средства Каюма Насыри и было

завершено уже после его смерти в 1903.

Дом, в котором жил К. Насыри в Малых Шир$

данах, в 1947 был перевезен в соседнюю деревню

Большие Ачасары, и в нем устроен музей татар$

ского просветителя.

Выявленный объект культурного наследия

МОЛВИНО

МЕЧЕТЬ (ПЕРВАЯ СОБОРНАЯ), 1873 г.

(Реконструкция 1990 г.)

‘ÓÚÓ ‰Ó 1999 „.

‘ÓÚÓ 2015 „.

Мечеть построена в 1873 на средства казанско$

го купца первой гильдии М.Н. Казакова. Рекон$

струирована в 1990.

Внутреннее пространство одноэтажной деревян$

ной мечети имеет анфиладное построение и включа$

ет в себя сени и два молельных зала. Минарет, сне$

сенный в 1930$х, располагался на крыше. В 1990 был

сооружен новый минарет — отдельно от основного

здания, встроенный в одноэтажный пристрой. С за$

падной стороны к минарету пристроен дополнитель$

ный зал. Минарет заканчивается остекленной бесед$

кой и балконом$шарафэ с решетчатым ограждени$

ем. Интересно решена крыша минарета, представ$

ляющая собой сочетание пологого и высокого шат$

ров. Шпиль увенчан полумесяцем и двумя яблоками

на невысоком конусе. В результате реконструкции

сложился своеобразный тип мечети с двумя здания$

ми$залами, между которыми расположен высокий

минарет. Старое деревянное здание было постепен$

но обложено силикатным кирпичом.

Р.Р. Хайрутдинов, Х.Г. Надырова, 1999; А.М. Тарунов, 2015

Выявленный объект культурного наследия

НИЖНИЕ ВЯЗОВЫЕ — ЗЕЛЕНЫЙ ДОЛ, перегон

РОМАНОВСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ

МОСТ ЧЕРЕЗ ВОЛГУ, 1913 г.

После многих споров о направлении железной

дороги в Пермь император Николай II отдал пред$

почтение компании Н.К. фон Мекка, предлагав$

шего вести путь через Казань и построить мост

через Волгу.

В 1909 в конкурсе, проводившемся правлени$

ем АО «Московско$Казанская железная дорога»,

среди 11 проектов моста через Волгу в районе Зе$

лёный Дол — Вязовые победил проект крупней$

шего российского ученого$мостовика Н.А. Беле$

любского. В разработке декоративно$художест$

венного оформления моста принял участие выда$

ющийся архитектор А.В. Щусев.

Торжественная закладка состоялась 13.02.1911.

Строительство возглавили на подрядных началах

инженеры путей сообщения И.А. Цышевский и

В.М. Смугге. Подряд на изготовление и сборку ме$

таллических ферм на торгах выиграло АО «Сормо$

во», а право на производство земляных работ и

устройство опор получила фирма «Томми и

Дейчман». Строительство, унесшее в результате

аварий жизни многих рабочих, обошлось акцио$

нерному обществу в 9 млн руб. Уже через два года

мост, получивший с благословения Николая II на$

звание «Романовский», был открыт 11.7.1913. При

строительстве использовались новаторские для

того времени технические решения. Так, установка

шести решетчатых полуовальных пролетов, каж$

дый длиной в 75 сажен (160 м), была новинкой ми$

рового мостостроения.

В 1955 вместе с возведением параллельного вто$

рого моста старый Романовский мост был рекон$

струирован: на правом берегу установлен прямо$

угольный малый пролет, каменная аркада заменена

Фото А. Тарунова, 2015