382
ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ РАЙОН
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ствительным членом Общества археологии, исто$
рии и этнографии при Казанском университете
(1885). В деревне сохранилось перестроенное зда$
ние второй соборной мечети, строительство кото$
рой началось на средства Каюма Насыри и было
завершено уже после его смерти в 1903.
Дом, в котором жил К. Насыри в Малых Шир$
данах, в 1947 был перевезен в соседнюю деревню
Большие Ачасары, и в нем устроен музей татар$
ского просветителя.
Выявленный объект культурного наследия
МОЛВИНО
МЕЧЕТЬ (ПЕРВАЯ СОБОРНАЯ), 1873 г.
(Реконструкция 1990 г.)
‘ÓÚÓ ‰Ó 1999 „.
‘ÓÚÓ 2015 „.
Мечеть построена в 1873 на средства казанско$
го купца первой гильдии М.Н. Казакова. Рекон$
струирована в 1990.
Внутреннее пространство одноэтажной деревян$
ной мечети имеет анфиладное построение и включа$
ет в себя сени и два молельных зала. Минарет, сне$
сенный в 1930$х, располагался на крыше. В 1990 был
сооружен новый минарет — отдельно от основного
здания, встроенный в одноэтажный пристрой. С за$
падной стороны к минарету пристроен дополнитель$
ный зал. Минарет заканчивается остекленной бесед$
кой и балконом$шарафэ с решетчатым ограждени$
ем. Интересно решена крыша минарета, представ$
ляющая собой сочетание пологого и высокого шат$
ров. Шпиль увенчан полумесяцем и двумя яблоками
на невысоком конусе. В результате реконструкции
сложился своеобразный тип мечети с двумя здания$
ми$залами, между которыми расположен высокий
минарет. Старое деревянное здание было постепен$
но обложено силикатным кирпичом.
Р.Р. Хайрутдинов, Х.Г. Надырова, 1999; А.М. Тарунов, 2015
Выявленный объект культурного наследия
НИЖНИЕ ВЯЗОВЫЕ — ЗЕЛЕНЫЙ ДОЛ, перегон
РОМАНОВСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ
МОСТ ЧЕРЕЗ ВОЛГУ, 1913 г.
После многих споров о направлении железной
дороги в Пермь император Николай II отдал пред$
почтение компании Н.К. фон Мекка, предлагав$
шего вести путь через Казань и построить мост
через Волгу.
В 1909 в конкурсе, проводившемся правлени$
ем АО «Московско$Казанская железная дорога»,
среди 11 проектов моста через Волгу в районе Зе$
лёный Дол — Вязовые победил проект крупней$
шего российского ученого$мостовика Н.А. Беле$
любского. В разработке декоративно$художест$
венного оформления моста принял участие выда$
ющийся архитектор А.В. Щусев.
Торжественная закладка состоялась 13.02.1911.
Строительство возглавили на подрядных началах
инженеры путей сообщения И.А. Цышевский и
В.М. Смугге. Подряд на изготовление и сборку ме$
таллических ферм на торгах выиграло АО «Сормо$
во», а право на производство земляных работ и
устройство опор получила фирма «Томми и
Дейчман». Строительство, унесшее в результате
аварий жизни многих рабочих, обошлось акцио$
нерному обществу в 9 млн руб. Уже через два года
мост, получивший с благословения Николая II на$
звание «Романовский», был открыт 11.7.1913. При
строительстве использовались новаторские для
того времени технические решения. Так, установка
шести решетчатых полуовальных пролетов, каж$
дый длиной в 75 сажен (160 м), была новинкой ми$
рового мостостроения.
В 1955 вместе с возведением параллельного вто$
рого моста старый Романовский мост был рекон$
струирован: на правом берегу установлен прямо$
угольный малый пролет, каменная аркада заменена
Фото А. Тарунова, 2015