377
ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ РАЙОН
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
БОЛЬШИЕ КЛЮЧИ
ЦЕРКОВЬ ИОАННО БОГОСЛОВСКАЯ, 1832 г.
Двухпрестольный храм построен в 1832.
Грузное здание церкви на высоком цоколе име$
ет традиционное осевое развитие с симметричным
построением частей. Храм типа «восьмерик на чет$
верике» получил архитектурное оформление в
стиле ампир. Высокий четверик в верхней части
(аттике) прорезан полуциркульными окнами со
столбиками по углам. Восьмерик поверху с север$
ной и южной сторон надстроен аттиком с полуцир$
кульным завершением. Апсида под конхой с тремя
прямоугольными окнами несколько уже и ниже
четверика храма. Приземистая, в высоту храма ко$
локольня, примыкающая к трапезной, состоит из
двух ярусов. Средний ярус прорезан полуциркуль$
ными окнами, разделенными двумя столбиками.
По строительному плану 1843 колокольня должна
была быть увеличена на один ярус, но из$за не$
хватки средств этого не случилось.
Храм архаичной барочной композиции с на$
ружным оформлением в стиле ампир.
Р.Р. Хайрутдинов, В.П. Притыкин, 1999; А.М. Тарунов, 2015
Выявленный объект культурного наследия
БОЛЬШОЕ ХОДЯШЕВО
ЗДАНИЕ ЦЕРКВИ, 1729 г.
Церковь Спасская, 1729 г.
Деревянный храм в Большом Ходяшеве стоял
недалеко от сохранившегося обелиска. Сгорел
между 2006 и 2009. Считался одним из наиболее
старых деревянных храмов Казанского уезда.
Двухпрестольный храм был построен в 1729.
Колокольня перестраивалась в 1883 по проекту
архитектора М. Ермолаева, в том же году обнов$
лялась и сама церковь. В 1896 под наблюдением
архитектора Ф.Н. Малиновского расширялась тра$
пезная храма. В 1994–1995 здание отреставриро$
вали: заменили деревянную обшивку, восстанови$
ли перекрытия трапезной, обновили кровлю храма.
‘ÓÚÓ ‰Ó 1999 „.
В «Своде памятников истории и культуры. Рес$
публика Татарстан» (Казань, 1999) содержится
описание объекта: «Трехъярусная колокольня,
широкий прямоугольный объем трапезной, высо$
кий четверик деревянной церкви с низким, сильно
выступающим пятигранным объемом апсиды, раз$
мещены по оси запад — восток... Колокольня вы$
строена по типу четверик на четверике и заверше$
на большой луковичной главкой на широком вось$
мигранном барабане, почти равном по ширине вы$
сокому четверику третьего яруса. Двухступенча$
тый карниз и фриз огибали его по низу высоких
арочных проемов звонницы... Выступающий из
объема четверика храма низкий восьмерик был за$
вершен сомкнутым сводом, увенчанным круглой
луковичной главкой на восьмигранном барабане,
переходящим через шатровые скаты в цилиндри$
ческий барабан». Основной объем храма относился
к периоду барокко, но отличался скупым декором.
Р.Р. Хайрутдинов, Х.Г. Надырова, 1999; А.М. Тарунов, 2015
ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ
Категория охраны:
региональная
Постановление Совета Министров ТАССР от 23.10.1981 № 601
Фото А. Тарунова, 2015