317
ЕЛАБУГА
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ЕЛАБУГА
Набережная ул., 14
СПАССКИЙ СОБОР С КОЛОКОЛЬНЕЙ, 1820 г.
Кирпичный трехпрестольный
храм
построен в
1808–1816 на смену каменного, построеного в
1714. Главный престол был освящен в 1820. Тра
пезная, перекрытая сводами на четырех столбах,
первоначально имела по 5 окон на боковых фаса
дах и скругленные западные углы. Небольшая ко
локольня опиралась на западную пару столбов и
встроенные в стену трапезной пилоны. Вход в
храм был оформлен в виде колонного портика. В
1835 вместо прежней, встроенной в трапезную,
колокольни воздвигается новая колокольня по
проекту архитектора Д.И. Висконти (1772–1838).
Сильно отнесенная к западу и соединенная с тра
пезной длинной галереей, она получила два яруса
звона, глухой барабан с башенными часами и вы
сокий массивный шпиль. Нижний ярус был снаб
жен портиками, повторяющими боковые портики
храма.
В 1840 е территорию собора обнесли
каменной
оградой
с металлической решеткой, укрепленной
на невысоких колоннах.
Ворота
решены в виде
триумфальной арки, обрамленной колоннами тос
канского ордера.
Колокольня
Висконти имела два яруса звона
(верхний восьмигранный), глухой барабан с башен
ными часами и высокий массивный шпиль. В
1855–1864 в сводчатой галерее, соединившей коло
кольню с трапезной, были устроены помещения
для Елабужского духовного правления и закрытая
паперть, разделенные поперечными сенями. После
второй серии перестроек (предпринятой по проек
ту 1864, подписанному губернским архитектором
А.Ф. Глазыриным и епархиальным архитектором
Э.В. Гарманом, исправленному директором Депар
тамента проектов и смет Кузьминским) трапезная
была удлинена на три окна еще одной парой опор
ных столбов и получила четырехоконную под об
щей крышей пристройку с антресолями, предна
значенную для Духовного правления. Продольный
сводчатый коридор соединил трапезную с папер
тью и колокольней. Надстроенная до пяти ярусов
колокольня стала самой высокой в Волго Вятском
регионе, вознесясь на 72 м.
В своем нынешнем виде собор состоит из трех
соединенных в одном сооружении частей: теплой
пятиглавой церкви, одноэтажной трапезной (по 11
окон на каждой стороне) и пятиярусной колоколь
ни. Выстроенный из кирпича, оштукатуренный
храм с каменной и известковой отделкой интере
сен в архитектурном аспекте своей объемной ком
позицией, оригинальным пятиглавием и органич
ным слиянием в декоративной отделке пилястрами
тосканского, ионического и коринфского ордеров,
как в экстерьерах, так и в интерьерах церкви.
Главный собор Елабуги — образец архитектуры в
стиле классицизма с добавлением в колокольне
элементов ранней эклектики (венецианские окна).
В росписи интерьеров принимали участие пе
тербургские академические художники В.П. Вере
щагин (1835–1909) и, предположительно, Н.А. Бру
ни (1856–1935).
Одним из первых священнослужителей Спас
ского собора был выпускник Казанской духовной
семинарии протоиерей П.М. Юрьев (1770–1820 е),
пожертвовавший в 1809 Елабужскому уездному
Фото А. Тарунова, 2017