Table of Contents Table of Contents
Previous Page  323 / 930 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 323 / 930 Next Page
Page Background

323

ЕЛАБУГА

ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

ЕЛАБУГА

Набережная ул., 20

(ранее Набережная ул., 58)

НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ, XIX в.

Церковь Никольская, 1813–1817 гг.

Крупный кирпичный двухэтажный храм был

построен взамен деревянного Богоявленского в

1813–1818. Тогда это место все еще оставалось

центром Елабужской крепости, сохранявшей валы

и остатки бревенчатой стены. Затем стали разби

рать и второй деревянный храм крепости, Николь

ский, стоявший у края надпойменной террасы. В

результате верхний престол новой каменной церк

ви был посвящен НиколаюУгоднику; нижний—Бо

гоявлению Господню. В 1848–1852 на средства ела

бужского купца третьей гильдии Алексея Иванови

ча Стахеева под наблюдением инженера Олехнови

ча возвели два боковых придела.

Особо чтимой в храме считалась икона свт. Ни

колая Чудотворца, обретенная в нач. 18 в. в местно

сти Святая Чаша близ Мамадыша. Первым священ

нослужителем этой церкви был Максим Иванович

Замятнин (1764–1844) — выпускник Казанской ду

ховной семинарии, получивший известность как

аскет, талантливый проповедник и просветитель.

Никольский храм с купольной ротондой и пря

моугольным алтарем, небольшая трапезная, при

твор и четырехъярусная колокольня скомпонова

ны «кораблем» — в общих линиях боковых фаса

дов; алтарь и трапезная решены симметрично — в

две оконные оси; двухосевой притвор и колоколь

ня с круглыми папертями в обоих нижних этажах

несколько сужены в плане. Купол ротонды увен

чан главкой на граненом барабане; цилиндричес

кие, с плоскими ризалитами по сторонам света

верхние ярусы колокольни — небольшим шпи

лем. Тесно составленные архитектурные объемы

связаны между собой венчающим и междуярус

ными карнизами без раскреповок, окна заглубле

ны плоскими вертикальными нишами и украше

ны сандриками. Объемы храма и папертей повы

шены аттиками с треугольными фронтонами.

Классический стиль плоскостного фасадного уб

ранства достигает своей определенности в завер

шающей храм многооконной ротонде, отработан

ной по всем простенкам пилястрами с ионически

ми капителями.

Внутри храма (в парусах и ротонде) сохрани

лась стенная роспись в академической манере. По

некоторым сведениям, росписи были выполнены

петербургскими художниками во главе с профессо

ром В.П. Верещагиным (1885–1909).

С 1930 х в здании храма располагались учеб

ные классы, лабратория криминалистики, библио

тека школ НКВД и милиции. В 2003 храм передали

Казанской епархии. Пример культовой архитекту

ры в стиле строгого классицизма. Фасад отрестав

рирован в 2010.

Т.С. Чудинова, 1999; А.М. Тарунов, 2016

ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ

Категория охраны:

региональная

Постановление Совета Министров ТАССР от 23.10.1981 № 601

Фото А .Тарунова, 2015