323
ЕЛАБУГА
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ЕЛАБУГА
Набережная ул., 20
(ранее Набережная ул., 58)
НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ, XIX в.
Церковь Никольская, 1813–1817 гг.
Крупный кирпичный двухэтажный храм был
построен взамен деревянного Богоявленского в
1813–1818. Тогда это место все еще оставалось
центром Елабужской крепости, сохранявшей валы
и остатки бревенчатой стены. Затем стали разби
рать и второй деревянный храм крепости, Николь
ский, стоявший у края надпойменной террасы. В
результате верхний престол новой каменной церк
ви был посвящен НиколаюУгоднику; нижний—Бо
гоявлению Господню. В 1848–1852 на средства ела
бужского купца третьей гильдии Алексея Иванови
ча Стахеева под наблюдением инженера Олехнови
ча возвели два боковых придела.
Особо чтимой в храме считалась икона свт. Ни
колая Чудотворца, обретенная в нач. 18 в. в местно
сти Святая Чаша близ Мамадыша. Первым священ
нослужителем этой церкви был Максим Иванович
Замятнин (1764–1844) — выпускник Казанской ду
ховной семинарии, получивший известность как
аскет, талантливый проповедник и просветитель.
Никольский храм с купольной ротондой и пря
моугольным алтарем, небольшая трапезная, при
твор и четырехъярусная колокольня скомпонова
ны «кораблем» — в общих линиях боковых фаса
дов; алтарь и трапезная решены симметрично — в
две оконные оси; двухосевой притвор и колоколь
ня с круглыми папертями в обоих нижних этажах
несколько сужены в плане. Купол ротонды увен
чан главкой на граненом барабане; цилиндричес
кие, с плоскими ризалитами по сторонам света
верхние ярусы колокольни — небольшим шпи
лем. Тесно составленные архитектурные объемы
связаны между собой венчающим и междуярус
ными карнизами без раскреповок, окна заглубле
ны плоскими вертикальными нишами и украше
ны сандриками. Объемы храма и папертей повы
шены аттиками с треугольными фронтонами.
Классический стиль плоскостного фасадного уб
ранства достигает своей определенности в завер
шающей храм многооконной ротонде, отработан
ной по всем простенкам пилястрами с ионически
ми капителями.
Внутри храма (в парусах и ротонде) сохрани
лась стенная роспись в академической манере. По
некоторым сведениям, росписи были выполнены
петербургскими художниками во главе с профессо
ром В.П. Верещагиным (1885–1909).
С 1930 х в здании храма располагались учеб
ные классы, лабратория криминалистики, библио
тека школ НКВД и милиции. В 2003 храм передали
Казанской епархии. Пример культовой архитекту
ры в стиле строгого классицизма. Фасад отрестав
рирован в 2010.
Т.С. Чудинова, 1999; А.М. Тарунов, 2016
ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ
Категория охраны:
региональная
Постановление Совета Министров ТАССР от 23.10.1981 № 601
Фото А .Тарунова, 2015