278
ЕЛАБУГА
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ЕЛАБУГА
Горького (Максима Горького) ул., 119
КОМПЛЕКС ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
КАЗАНСКОЙ БОГОМАТЕРИ, 1860 е гг.
(5 строений и ограда с башенками)
Женский монастырь в Елабуге был основан в
1856 по желанию горожан после обращения к цер
ковным властям елабужского купца Григория Ива
новича Стахеева (1815–1854). Для монастыря было
выделено место за городским валом на выгонной
земле близ Cарапульского тракта. Еще в 1853
«вольный чертежник» Е. Апарин составил проект
монастырских построек, однако он был отклонен в
процессе рассмотрения ходатайства об основании
монастыря. Через некоторое время в Синоде рас
смотрели и поддержали новый проект монастыр
ского собора для Елабуги, который предложил но
вому благотворителю И.И. Стахееву (1802–1885)
известный столичный архитектор Г.А. Боссе, учи
тывая высказанное в Петербурге пожелание «по
строить церковь отдельно от здания для монашес
твующих и возвести оную наподобие здешней цер
кви Лейб гвардии Гатчинского полка». После этого
ходатайство елабужцев Синод удовлетворил и до
зволил строительство нештатного монастыря (об
щины), возложив на благотворителей все затраты
на его содержание. Такое решение было высочай
ше утверждено 15 июля 1856. Кроме того, пожерт
вования на строительство монастыря внесли Д.И.
Стахеев и П.К. Ушков.
Торжественное открытие женской обители в
Елабуге состоялось при участии вятского архиепи
скопа 9 сентября 1858, когда завершилось строи
тельство монастырского собора во имя иконы Ка
занской Богоматери.
В 1868 был утвержден официальный статус мо
настыря. Для его насельниц к этому времени уже
успели построить два трехэтажных келейных зда
ния. В 1877 в них проживало 139 монахинь и по
слушниц, а в 1900 их стало 273. Состав обитательниц
самого крупного в Вятской епархии монастыря по
полнялся не только жительницами Елабуги, но по
слушницами из других обителей Вятской губернии,
а также из Верхнего и Нижнего Поволжья. Здесь
была создана и успешно действовала иконописная
мастерская академической направленности.
После революции, в 1918, монастырь в Елабуге
был официально закрыт, но, потеснившись, еще 10
лет фактически продолжал существование как пра
вославно христианское религиозное общество. В
1928 решением елабужского горсовета религиозное
общество было ликвидировано и выселено на улицу.
Монашки ушли к родным и сочувствующим, но
впоследствии подвергались репрессиям.
От архитектурного ансамбля до наших дней
уцелели только фрагменты кирпичной ограды с
башенками, два трехэтажных сестринских корпу
са, одноэтажный флигель, основание колокольни и
трапезной. До Великой Отечественной войны по
стройки использовались под Детский городок Нар
комата просвещения. В 1943 в бывших кельях дер
жали немецких военнопленных из разгромленной
под Сталинградом группировки фельдмаршала
Паулюса. После 1945 в помещениях монастыря
разместилась психиатрическая больница, в иконо
писной мастерской — авторемонтная база.
В 1995 православная обитель была восстанов
лена, в ней насчитывается около 20 сестер. Бо
гослужения сначала проводились в восстановлен
ном домовом храме Варвары мученицы (бывшей
больничной церкви). В 2012 был заново отстроен
собор Казанской Богоматери. Продолжаются вос
становительные работы на других монастырских
постройках.
А.М. Тарунов, 2016
Казанско Богородицкий собор
≈··ÛÊÒÍËÈ ‡Á‡ÌÒÍÓ„Ó-¡Ó„ÓӉˈÍËÈ ÏÓ̇ÒÚ˚¸. Õ‡˜. ’’ ‚.
Выстроенный по проекту Г.А. Боссе Казанско
Богородицкий собор представлял собой четырех
столпное с пятью шатровыми главами сооруже
ние. Храм имел с восточной стороны одну пони
женную апсиду, с западной — трапезную базили
кального типа, в которой помещались «теплые»
приделы Иоанна Предтечи и Великомученицы
Параскевы. На одной планировочной оси стояла
высокая четырехъярусная колокольня, которая
завершалась верхним ярусом звона со скошенны
ми углами и глухим шатром над ним. Макушку
колокольни увенчивала чешуйчатая маковка на
небольшом барабане. Такими же шатрами и ма