275
ЕЛАБУГА
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
лоджию. При простоте общего объема здание от
личает удачное соединение кирпичного нижнего
этажа с кладкой «под руст» и подоконными кессо
нами с декором обшитого досками верхнего, более
высокого этажа. В оформлении его использована
резьба, как на лопатках, так и в оригинальных на
личниках с раскрепованным сандриком. Украша
ют фасад великолепной работы резные детали
фриза и карниза. Образец жилой архитектуры
периода эклектики с элементами народного зод
чества.
ΔËÎÓÈ ‰ÓÏ, ÛÎ. √‡ÒÒ‡‡, 14
Флигель
(ул. Гассара, 16)
Одноэтажный деревянный флигель имеет не
высокий полуподвал, стены которого сложены из
каменных блоков, так же как и подвалы основного
дома. Широкие окошки цоколя имеют лучковую
перемычку с замковым камнем. Стены основного
объема получили гладкую дощатую обшивку и де
коративные резные детали (наличники и лопатки),
подобные декору главного жилого дома.
Т.С. Чудинова, 1999; А.М. Тарунов, 2016
‘ÎË„Âθ, ÛÎ. √‡ÒÒ‡‡, 16
ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ
Категория охраны:
региональная
Постановление Совета Министров ТАССР от 08.06.1987 № 264
ЕЛАБУГА
Гассара ул., 21
ДОМЖИЛОЙ, кон. XIX в.
Двухэтажный кирпичный дом с пониженным
нижним этажом обращен фасадом в 5 окон на Поле
вую (Гассара) улицу. Полуподвальный нижний
этаж получил квадратные окошки в простейшем
обрамлении. Парадный этаж выделяется ритмично
расположенными оконными проемами по уличному
восточному и дворовому южному фасадам. Прямо
угольные окна обведены филенчатыми наличника
ми с лучковым завершением и барочными «уша
ми». Фриз украшен крупными зубцами. Пример
среднего купеческого особняка периода эклектики.
Т.С. Чудинова, 1999; А.М. Тарунов, 2016
ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ
Категория охраны:
местная
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 13.12.2010 № 1046
ЕЛАБУГА
Гассара ул., 23
ДОМЖИЛОЙ, кон. XIX в.
Протяженное полукаменное строение, развер
нутое вдоль красной линии Полевой улицы. Весь
объем находится под вальмовой крышей с боль
шим выносом кровли. Входная зона расположена в
правой части, над ней помещение со сдвоенным
Фото Г. Романовой, 2016