742
ЧИСТОПОЛЬ
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
архитектуры периода эклектики «кирпичного» на
правления. Учитывая современную нефункцио
нальность утраченных производственных зданий,
вряд ли могут быть реализованы планы восстанов
ления комплекса.
Е.Б. Долгов, Т.С. Чудинова, 1999; А.М. Тарунов, 2016
ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ
Категория охраны:
местная
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 11.02.2011 № 85
ЧИСТОПОЛЬ
Галактионова ул., 42
Столярная, Константиновская ул.
ДОМ, ГДЕ В 1941–1943 гг. ЖИЛ С.П. ЩИПАЧЁВ
Деревянное одноэтажное на кирпичном цоколе
здание, обшитое тесом, выстроено в кон. 19 в. В до
ме осенью 1941 и зимой 1942 проживал русский
советский поэт Степан Петрович Щипачёв
(1899–1979) — автор лирических и героических
произведений, который приезжал в Чистополь с
фронта к своей семье. Здесь он написал ряд сти
хотворений: «У репродуктора», «Из фронтовой по
чты» и др.
Е.Б. Долгов, 1999
ПАМЯТНИК ИСТОРИИ
Категория охраны:
региональная
Постановление Кабинета Министров Республики
Татарстан от 23.07.1997 № 599
ЧИСТОПОЛЬ
Красноармейская ул., 23
Колодезная, Мясницкая ул.
ДОМ, ГДЕ ЖИЛ В.С. ГРОССМАН
Скромное деревянное одноэтажное здание по
строено на восточной окраине города в нач. 20 в.
Весной и летом 1942 в этом доме жил Василий
(Иосиф) Семёнович Гроссман (1905–1964) — рос
сийский писатель, автор эпических произведений
о Великой Отечественной войне «За правое дело»,
«Жизнь и судьба», очерков о Сталинграде, сборни
ков рассказов, писатель приезжал в Чистополь к
своей семье. В городе он написал и впервые прочел
по местному радио повесть «Народ бессмертен».
Первоначально на улицу смотрели три узких
окна. Фасад искажен домовладельцем, которым
прорублен проем и вставлены две широкие рамы.
Е.Б. Долгов, 1999
Выявленный объект культурного наследия
ЧИСТОПОЛЬ
Красноармейская ул., 154
ЖИЛОЙ ДОМ, нач. XX в.
Одноэтажный кирпичный дом построен в нач.
20 в. Основная его часть в плане прямоугольная,
развернута широкой частью на красную линию
улицы, перекрыта высокой вальмовой кровлей. В
этой небольшой по площади постройке хватало ме
ста только для просторной гостиной с окнами на
улицу. Поэтому к кирпичному зданию со двора од
новременно сделан перпендикулярный пристрой
для жилых и вспомогательных помещений.