729
ЧИСТОПОЛЬ
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ет себя классицизм, зато господ-
ствует отвечавшая купеческим
вкусам эклектика с многообрази-
ем стилистических изысков, с пе-
реливами древнерусского и народ-
ного татарского зодчества, вплоть
до отказа от всякой вычурности и
переходу к лаконичному модер-
ну, иногда в любопытном дере-
вянном исполнении.
Застройка исторического цен-
тра Чистополя выполнялась в ос-
новном при участии казанских ар-
хитекторов, среди которых выде-
ляются П.Г. Пятницкий, Ф.И. Пе-
тонди, С.В. Бечко-Друзин, Л.К.
Хрщонович, А.Е. Остовский, Г.Б.
Руш, П.Т. Жуковский, П.М. Тю-
филин. Все они жили в Казани.
Как и положено малому рос-
сийскому городу, основными до-
минантами на его улицах были
православные храмы. В старом
Чистополе имелось несколько
внушительных церквей в стиле
барокко и классицизма. Одна из
утраченных — Спасская (1804),
она стояла на Базарной площади,
там, где теперь стоит памятник
Ленину. Из 6 имевшихся в Чисто-
поле православных церквей оста-
лось только две — при въезде в
город и на кладбище. Никольский
собор — архитектурное произве-
дение в стиле высокого класси-
цизма, одно из лучших в Казан-
ском крае. Был в Чистополе и мо-
настырь — на восточной окраине
города. Кроме того, здесь широко
представлены различные старооб-
рядческие согласия, каждое из
них построило здесь свои ориги-
нальные молельни.
Чистополь (Чистай) был во
многом и татарским городом.
Мусульмане селились не на дво-
рянских улицах, но недалеко от
них, ближе к оврагу. В первую
очередь на идущих параллельно
престижной
Екатерининской
улице Первой и Второй Татар-
ских улицах (ныне Вахитова и
Тукая). Татарскую улицу украша-
ет первая соборная мечеть — де-
ревянное здание с куполом в бу-
харском стиле, здания женского
и мужского мусульманских учи-
лищ, каменная вторая соборная
мечеть, жилые дома зажиточных
татар.
Главной торговой улицей счи-
талась Архангельская (ныне Ле-
нина). На большой торговой пло-
щади, около Спасской церкви, бы-
ло построено протяженное двух-
этажное каре Гостиного двора, от
которого к югу вереницей тяну-
лись частные дома с магазинами
на первых этажах. Фасады торго-
вых зданий в своем большинстве
вычурные, зазывающие покупате-
лей. Поперечные улицы попроще,
но и там было построено немало
кирпичных зданий как частных,
так и общественных (учебные за-
ведения, больница, старообрядче-
ские молельни и т.д.).
Чистопольские мещане обита-
ли еще дальше от оживленного
центра, на окраинных концах глав-
ных улиц. Дома их иногда были
полукаменные, в два этажа, но в
основном одноэтажные, на невы-
соком цоколе. Как правило, такие
дома имели по три окошка на фаса-
де первого этажа и мезонин. В от-
личие от богатой Елабуги, мещане
Чистополя меньше увлекались во-
ротами, которые оставались при-
вилегией только самых богатых
купеческих особняков. Именно до-
бротные мещанские дома, малень-
кие, но теплые, приютили боль-
шинство эвакуированных сюда в
1941 советских писателей — в по-
добных домах жили в эвакуации
Твардовский, Тренёв, Федин, Ах-
матова, Гроссман и другие столич-
ные поэты и писатели.
В 1988 был разработан «Про-
ект зон охраны застройки на па-
мятники истории и культуры фраг-
мента исторического центра горо-
да Чистополь Татарской АССР».
Разнообразие градостроитель-
ной среды выделяет Чистополь
среди других городов. Этот про-
винциальный городок наполнен