621
ПЕСТРЕЧИНСКИЙ РАЙОН
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
СЕЛЕНГУШИ
ЦЕРКОВЬ ИОАННО/ПРЕДТЕЧЕНСКАЯ, 1763 г.
Двухпрестольный храм Усекновения Главы
Иоанна Предтечи построен в 1763 на средства по
мещицы М.Г. Шамшевой.
В симметрично осевой композиции храма тра
диционный восьмерик на четверике с шатровым за
вершением сочетается с двухъярусной колоколь
ней, возвышающейся посредине двускатной крыши
прямоугольного объема, включающего трапезную и
широкий притвор с хозяйскими помещениями. Гра
неная апсида завершена двускатной крышей с по
луконусной частью.
Восьмерик колокольни — под низкой шатровой
крышей с главкой на глухом барабане —пробит вы
сокими арочными проемами. Северный придел при
дает асимметричность традиционному решению.
Окна с лучковыми завершениями заглублены в
прямоугольные рамки, опоясаны полуколонками с
фигурными фронтончиками над ними. Объемы
храма завершены городковыми карнизами. Пример
сельского храма в стиле русского барокко с необыч
ной композицией.
И.М. Мулюков, В.П. Притыкин, 1999
Выявленный объект культурного наследия
ТОГАШЕВО
ЦЕРКОВЬ ПОКРОВСКАЯ, 1787 г.
Двухпрестольный храм построен в 1787 на
средства помещика И.Д. Макарова.
В симметрично осевой структуре храма актив
но выделен большой восьмерик под сомкнутым
сводом с треугольными фронтонами в основании по
сторонам света и шлемовидным завершением на
граненой шейке. Апсида и трапезная — в одну вы
соту с четвериком храма. Колокольня трехъярус
ная, тяжелых пропорций, все ее ярусы квадратные
в плане со срезанными углами, завершение анало
гично храмовому. Выступающие северный и юж
ный фасады храма акцентированы в верхней части
арочными полуфронтонами. Пример культовой ар
хитектуры в стиле позднего барокко.
В советские годы храм был закрыт. В 1994 был
возвращен верующим. С 1997 востановительные
работы велись в течение 12 лет на средства
В.А. Лошадкина, старейшего церковнослужителя
епархии, при поддержке ОАО Казанский завод
«Электроприбор». Храм был освящен 19 мая 2009.
И.М. Мулюков, В.П. Притыкин, 1999; А.М. Тарунов, 2016
Выявленный объект культурного наследия
Фото А. Тарунова, 2016