563
НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
Челнах избрали сельский, а вско-
ре и районный Совет из предста-
вителей шести волостей. Сосре-
доточие в этих местах запасов
хлеба и другого продовольствия
привели к ряду военных столкно-
вений в годы гражданской войны.
Белочехам в 1918-м и войскам ад-
мирала Колчака в 1919-м проти-
востояли Восточный фронт крас-
ных, Волжско-Камская военная
флотилия, партизанская армия во
главе с И.С. Кожевниковым. В
боях со стороны красных прини-
мали участие известные личнос-
ти — В.И. Чапаев, М.Н. Тухачев-
ский, В.И. Чуйков, В.М. Азин,
Ф.Ф. Раскольников, Лариса Рей-
снер, матрос-писатель В.В. Виш-
невский. Со стороны белых —
генералы В.О. Каппель, В.М.
Молчанов и др.
В 1921 Бережные Челны ста-
новятся кантонным и одновре-
менно волостным центром Та-
тарской АССР. Через 10 лет
кантон преобразовали в Чел-
нинский район. Постановлени-
ем ВЦИК СССР 10.08.1930 се-
лу Набережные Челны с населе-
нием более 9 тыс. чел. был
присвоен ранг города. В ту пору
здесь действовали 31 мельница,
лесозавод «Республиканец»,
артели «Победа», «Красная за-
ря», «Металлист» и др.
В годы Великой Отечествен-
ной войны из Челнинского рай-
она ушли на фронт около
14 тыс. жителей, из них 8,5 тыс.
не вернулись обратно. 12 чел-
нинцев были удостоены звания
Героя Советского Союза, один
стал полным кавалером Ордена
Славы.
В нач. 1960-х в Бережных
Челнах началось строительство
завода ячеистого бетона, Ниж-
некамской ГЭС, кирпичного за-
вода. В 1964 на базе трех стро-
ительно-монтажных управле-
ний было создано управление
строительства «Камгэсэнерго-
строй», началась подготовка
ложа для водохранилища. На-
селение города в 1969 состави-
ло 35,5 тыс. чел. При этом рай-
он все еще считался сельскохо-
зяйственным.
14 июля 1969 у старой мен-
зелинской дороги был заложен
бетонный прямоугольник с над-
писью «Здесь будет построен
Камский автомобильный ба-
тыр». 13 декабря 1969 экскава-
торщик Михаил Носков ссыпал
в кузов самосвала груду мерзлой
земли. Так началось строитель-
ство Камского автомобильного
завода и города на берегу Камы,
который получил название На-
бережные Челны. Первенец
КамАЗа — Ремонтно-инстру-
ментальный завод (РИЗ) —
вступил в строй в 1973.
В 1976 заработала первая
нитка главного конвейера авто-
мобильного завода. Был сдан
«камаз» — 0000001 модель
5320 (седельный тягач). В 1978
с главного конвейера сошел
50-тысячный автомобиль, в
1979 — 100-тысячный, в 1988
— миллионный, в 1993-м —
полуторамиллионный «камаз».
С 1982 по 1988 город жил
под названием Брежнев, кото-
рое ему присвоили в честь
скончавшегося руководителя
советской страны Леонида
Ильича Брежнева. Это прави-
тельственное решение было от-
менено в годы перестройки, и
городу вернули историческое
название. В настоящее время
Набережные Челны — город
республиканского подчинения,
второй по численности в Татар-
стане. Это крупный железнодо-
рожный, автотранспортный,
авиационный узел, известный
на Каме речной порт.