Table of Contents Table of Contents
Previous Page  563 / 930 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 563 / 930 Next Page
Page Background

563

НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

Челнах избрали сельский, а вско-

ре и районный Совет из предста-

вителей шести волостей. Сосре-

доточие в этих местах запасов

хлеба и другого продовольствия

привели к ряду военных столкно-

вений в годы гражданской войны.

Белочехам в 1918-м и войскам ад-

мирала Колчака в 1919-м проти-

востояли Восточный фронт крас-

ных, Волжско-Камская военная

флотилия, партизанская армия во

главе с И.С. Кожевниковым. В

боях со стороны красных прини-

мали участие известные личнос-

ти — В.И. Чапаев, М.Н. Тухачев-

ский, В.И. Чуйков, В.М. Азин,

Ф.Ф. Раскольников, Лариса Рей-

снер, матрос-писатель В.В. Виш-

невский. Со стороны белых —

генералы В.О. Каппель, В.М.

Молчанов и др.

В 1921 Бережные Челны ста-

новятся кантонным и одновре-

менно волостным центром Та-

тарской АССР. Через 10 лет

кантон преобразовали в Чел-

нинский район. Постановлени-

ем ВЦИК СССР 10.08.1930 се-

лу Набережные Челны с населе-

нием более 9 тыс. чел. был

присвоен ранг города. В ту пору

здесь действовали 31 мельница,

лесозавод «Республиканец»,

артели «Победа», «Красная за-

ря», «Металлист» и др.

В годы Великой Отечествен-

ной войны из Челнинского рай-

она ушли на фронт около

14 тыс. жителей, из них 8,5 тыс.

не вернулись обратно. 12 чел-

нинцев были удостоены звания

Героя Советского Союза, один

стал полным кавалером Ордена

Славы.

В нач. 1960-х в Бережных

Челнах началось строительство

завода ячеистого бетона, Ниж-

некамской ГЭС, кирпичного за-

вода. В 1964 на базе трех стро-

ительно-монтажных управле-

ний было создано управление

строительства «Камгэсэнерго-

строй», началась подготовка

ложа для водохранилища. На-

селение города в 1969 состави-

ло 35,5 тыс. чел. При этом рай-

он все еще считался сельскохо-

зяйственным.

14 июля 1969 у старой мен-

зелинской дороги был заложен

бетонный прямоугольник с над-

писью «Здесь будет построен

Камский автомобильный ба-

тыр». 13 декабря 1969 экскава-

торщик Михаил Носков ссыпал

в кузов самосвала груду мерзлой

земли. Так началось строитель-

ство Камского автомобильного

завода и города на берегу Камы,

который получил название На-

бережные Челны. Первенец

КамАЗа — Ремонтно-инстру-

ментальный завод (РИЗ) —

вступил в строй в 1973.

В 1976 заработала первая

нитка главного конвейера авто-

мобильного завода. Был сдан

«камаз» — 0000001 модель

5320 (седельный тягач). В 1978

с главного конвейера сошел

50-тысячный автомобиль, в

1979 — 100-тысячный, в 1988

— миллионный, в 1993-м —

полуторамиллионный «камаз».

С 1982 по 1988 город жил

под названием Брежнев, кото-

рое ему присвоили в честь

скончавшегося руководителя

советской страны Леонида

Ильича Брежнева. Это прави-

тельственное решение было от-

менено в годы перестройки, и

городу вернули историческое

название. В настоящее время

Набережные Челны — город

республиканского подчинения,

второй по численности в Татар-

стане. Это крупный железнодо-

рожный, автотранспортный,

авиационный узел, известный

на Каме речной порт.