477
ЛАИШЕВСКИЙ РАЙОН
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Компоновка объемов храма осевая. Ядро компо
зиции — двусветный четверик, несущий крупный
восьмерик под сомкнутым сводом. На углах четве
рика в 1866 возведены шлемовидные главки, такая
же главка на восьмигранном глухом барабане вен
чает купол. Трапезная сер. 19 в. с двумя придела
ми, охватывает нижнюю часть храмового четвери
ка до середины его высоты. Над алтарями приде
лов возведены маленькие шлемовидные главки на
высоких граненых шейках. Своды трапезной — ко
робовые с надоконными распалубками, кровля ее
высокая, двускатная. Полукружия строенной ап
сиды перекрыты конхами. Колокольня трехъярус
ная: два нижних четверика несут восьмерик с про
емами звона. Углы второго яруса колокольни и гра
ни третьего яруса обработаны рустованными ло
патками.
Г.И. Середа, В.П. Притыкин, 1999; А.М. Тарунов, 2016
Выявленный объект культурного наследия
ДЕРЖАВИНО
ЦЕРКОВЬ НИКОЛЬСКАЯ, 1715 г., перестроена
в 1883 г.
(4 строения)
Кирпичный храм построен в 1715–1725 по типу
«восьмерик на четверике». Двухэтажный цент
ральный объем — крестообразный в плане. Восьме
рик массивного барабана прорезан арочными про
емами и завершается сомкнутым сводом. Увенчан
шлемовидной главкой на граненой шейке. Апсида,
северный и южный приделы (по обеим ее сторонам)
— прямоугольные в плане. Фасады барочной части
храма украшены пилястрами с филенками, углы
закреплены огибающими пилястрами. Трехступен
чатые углы нижней апсиды обогащены спаренными
пилястрами, несущими упрощенный антаблемент.
В 1874–1881 по проекту архитектора Б.А. Ивано
ва трапезную надстроили вторым этажом. Поздней
шие перестройки значительно повлияли на первона
чальный барочный облик храма. После надстройки
второго этажа появилась новая трапезная в ширину
первоначального объема храма. Второй этаж повто
ряет план первого кроме апсиды, расположенной
выше общего объема, получившей граненую форму
и примыкающей вплотную к восьмерику.
В 1883 отдельно от храма возведена колоколь
ня. Она несколько выше храма, трехъярусная.
Нижний ярус — массивный, крестообразный в
плане, прорезан сквозным и широким арочным
проемом, который служил основным входом в цер
ковной ограде. Второй ярус звона—высокий четве
рик со скругленными углами — по сторонам света
прорезан узкими арками с пилястрами между ними.
Третий ярус — восьмигранный резонатор со сквоз
ными проемами, увенчан небольшой луковичной
главкой на невысокой шейке.
‘ÓÚÓ 1980-ı „„.
Основное здание в стиле барокко во 2 й пол.
19 в. дополнено пристройками в духе классицизма
Фото А. Тарунова, 2015