416
ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ РАЙОН.
ОСТРОВ-ГРАД СВИЯЖСК
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
перестраивался. Первоначальное шатровое по
крытие заменено восьмискатной пологой кровлей,
на которой установлен глухой восьмигранный ба
рабан с луковичной главкой (18 в.); открытое гуль
бище вокруг храма под кровлей на деревянных
столбиках тогда же заменено открытой папертью и
крыльцами, стены храма снаружи обшиты тесом,
заменено деревянное лемеховое покрытие главки
храма на железную обшивку (нач. 19 в. — 1820 е);
под храм подведен каменный фундамент, возмож
но, именно в это время церковь была несколько пе
редвинута вдоль стены (с востока ближе к Святым
воротам); открытые паперти крыльца были остек
лены (1880 е). Крупной благотворительницей в 19 в.
была свияжская жительница Н.И. Саврасова.
‘ÓÚÓ 2016 „.
Деревянная одноэтажная срубная постройка, в
плане довольно протяженная, состоит из двух ос
новных срубов: четверик храма и прямоугольный
объем трапезной, апсида пятигранная. С севера,
юга и запада к храму вплотную пристроены, соот
ветственно, два крыльца и притвор. Центральный
объем несет восьмерик с небольшой луковичной
главкой. Кровля центрального объема восьмискат
ная, трапезной—двускатная, апсиды—пятигран
ная. Храм и трапезная разделены аркой.
»ÌÚ¸ “ÓˈÍÓ„Ó ı‡Ï‡, 19 ‚.
В интерьере особый интерес вызывает четы
рехъярусный иконостас кон. 17 в. Царские врата —
вход в алтарную часть храма, по мнению многих
специалистов, хотя и спорному, выполнены в тра
дициях украинского барокко (это проявилось в ла
тинских надписях и цветовом колорите живописи).
Наиболее ценный экземпляр Царских врат — со
скульптурными изображениями вместо рисунков,
находится, как и большинство сохранившихся
икон Троицкой церкви, в фондах Государственного
музея изобразительных искусств Республики Та
тарстан. Самой почитаемой считалась икона Божь
ей Матери Одигитрии Смоленской (нач. 16 в.) —
список с иконы Смоленской Божьей Матери, хра
нившейся в Успенском соборе Смоленска.
‘ÓÚÓ Ì‡˜. ’’ ‚.
Последние работы на храме проводились в
2008, 2010–2011 архитектором реставратором
московского института «Спецпроектреставрация»
Б.Д. Лурье (1950–2017). Ценной постройке был воз
вращен исходный внешний вид, характерный для
сер. 16 в. В 2012–2013 были выполнены работы по
реставрации иконостаса 17–18 вв. с установкой
копий, написанных в кон. 1990 х по заказу Мини
стерства культуры Республики Татарстан ху
дожником И.М. Хановым с подлинных икон Тро
ицкой церкви.
Р.В. Билялов, 1999; А.М. Тарунов, 2016
’‡Ï Ô‰ ÔÓÒΉÌÂÈ ÂÒÚ‡‚‡ˆËÂÈ. 2003 „.
ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ
Категория охраны:
федеральная
Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327
Фото А. Тарунова, 2003