399
ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ РАЙОН
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
РАИФА
МЕСТО ГИБЕЛИ СОТРУДНИКОВ ГУБЧК
На развилке от шоссе к Раифскому монастырю
20 декабря 1965 был установлен памятный знак с
мемориальной доской:
«В июне 1918 года здесь быC
ли зверски убиты и сожжены врагами молодой
Советской власти сотрудники Казанской ГубЧК
коммунисты: Несмелов Валентин 21 года, Копко
Фёдор 22 лет, Лавринович Пётр 22 лет, 4 красноC
армейцев, имена которых неизвестны».
В. Несмелов, Ф. Копко и П. Лавринович входили
в состав комиссии по обнаружению складов ору$
жия в районах Свияжского и Раифского монасты$
рей и искали белых офицеров, скрывавшихся в
обителях. 15.6.1918 они и четверо красноармейцев
(два венгра, немец и татарин) из интернациональ$
ного батальона им. К. Маркса были убиты во дворе
монастыря крестьянами и монахами, возмущенны$
ми проведением обыска. После наведения порядка
останки сожженых тел погибших перевезли в Ка$
зань и похоронили 26.6.1918 у кремлевской стены
(позднее перезахоронены в братской могиле на
Арском кладбище).
‘ÓÚÓ ‰Ó 1999 „. ‘ÓÚÓ 2015 „.
Новый памятник у Раифского монастыря от$
крыт в июле 2006 в присутствии президента
Татарстана М. Ш. Шаймиева и директора ФСБ
Н.П. Патрушева. Авторы памятника — скульптор
В. Савельев (послушник Раифского монастыря) и
архитектор А. Лопаткин. Новый памятник пред$
ставляет собой двухцветный камень — темно$
красный мрамор снизу и белый, крестообразно пе$
речеркнутый в верхней части. Символически —
это и крест, и окно одновременно. В нижней части
памятника камень расколот, символизируя раскол
общества в годы гражданской войны.
Р.Р. Хайрутдинов, 1999; А.М. Тарунов, 2016
Выявленный объект культурного наследия
РУССКИЕ ШИРДАНЫ
ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1784 г.
Трехпрестольный храм построен в 1784 на
средства местного помещика полковника П.Н. Ла$
зарева. Колокольня надстроена по проекту, утвер$
жденному в 1913.
Первоначально церковь имела центричную
композицию с крестообразным планом. С возведе$
нием колокольни приобрела симметрично$осевую
композицию. Двухэтажный объем церкви вклю$
чал теплый храм на первом и холодный на втором
этажах. В основе композиции церкви лежит четве$
рик с широкими прямоугольными выступами по
всем сторонам света. С восточной стороны выступ
несколько уже остальных и является апсидой.
Четверик переходит в невысокий восьмерик, кото$
рый завершается высоким восьмилотковым сво$
дом с глухим граненым барабаном и главкой. Вход
в церковь осуществлялся через нижний ярус коло$
кольни и связующий объем, служивший двух$
этажным переходом. В нижний этаж церкви попа$
дали через арочные проемы и дверь на западном
выступе основного объема. На второй этаж вела
лестница с первого яруса колокольни. Первый ярус
трехъярусной колокольни с трех сторон имеет
арочные проемы с пилястрами, а углы нижнего
яруса выявлены колоннами дорического ордера.
Завершена колокольня высоким третьим ярусом,
установленным на шатровое покрытие второго
яруса. Увенчана колокольня низким шатром с глу$
хим барабаном и главкой. Храм выполнен в стиле
русского барокко, а колокольня — в стиле неоклас$
сицизма нач. 20 в. Отличается от аналогичных хра$
мов отсутствием трапезной и своеобразным реше$
нием связующего объема. Состояние храма удов$
летворительное. Не действует.
Р.Р. Хайрутдинов, Х.Г. Надырова, 1999; А.М. Тарунов, 2016
Выявленный объект культурного наследия
Фото А. Тарунова, 2015