Table of Contents Table of Contents
Previous Page  399 / 930 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 399 / 930 Next Page
Page Background

399

ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ РАЙОН

ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

РАИФА

МЕСТО ГИБЕЛИ СОТРУДНИКОВ ГУБЧК

На развилке от шоссе к Раифскому монастырю

20 декабря 1965 был установлен памятный знак с

мемориальной доской:

«В июне 1918 года здесь быC

ли зверски убиты и сожжены врагами молодой

Советской власти сотрудники Казанской ГубЧК

коммунисты: Несмелов Валентин 21 года, Копко

Фёдор 22 лет, Лавринович Пётр 22 лет, 4 красноC

армейцев, имена которых неизвестны».

В. Несмелов, Ф. Копко и П. Лавринович входили

в состав комиссии по обнаружению складов ору$

жия в районах Свияжского и Раифского монасты$

рей и искали белых офицеров, скрывавшихся в

обителях. 15.6.1918 они и четверо красноармейцев

(два венгра, немец и татарин) из интернациональ$

ного батальона им. К. Маркса были убиты во дворе

монастыря крестьянами и монахами, возмущенны$

ми проведением обыска. После наведения порядка

останки сожженых тел погибших перевезли в Ка$

зань и похоронили 26.6.1918 у кремлевской стены

(позднее перезахоронены в братской могиле на

Арском кладбище).

‘ÓÚÓ ‰Ó 1999 „. ‘ÓÚÓ 2015 „.

Новый памятник у Раифского монастыря от$

крыт в июле 2006 в присутствии президента

Татарстана М. Ш. Шаймиева и директора ФСБ

Н.П. Патрушева. Авторы памятника — скульптор

В. Савельев (послушник Раифского монастыря) и

архитектор А. Лопаткин. Новый памятник пред$

ставляет собой двухцветный камень — темно$

красный мрамор снизу и белый, крестообразно пе$

речеркнутый в верхней части. Символически —

это и крест, и окно одновременно. В нижней части

памятника камень расколот, символизируя раскол

общества в годы гражданской войны.

Р.Р. Хайрутдинов, 1999; А.М. Тарунов, 2016

Выявленный объект культурного наследия

РУССКИЕ ШИРДАНЫ

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1784 г.

Трехпрестольный храм построен в 1784 на

средства местного помещика полковника П.Н. Ла$

зарева. Колокольня надстроена по проекту, утвер$

жденному в 1913.

Первоначально церковь имела центричную

композицию с крестообразным планом. С возведе$

нием колокольни приобрела симметрично$осевую

композицию. Двухэтажный объем церкви вклю$

чал теплый храм на первом и холодный на втором

этажах. В основе композиции церкви лежит четве$

рик с широкими прямоугольными выступами по

всем сторонам света. С восточной стороны выступ

несколько уже остальных и является апсидой.

Четверик переходит в невысокий восьмерик, кото$

рый завершается высоким восьмилотковым сво$

дом с глухим граненым барабаном и главкой. Вход

в церковь осуществлялся через нижний ярус коло$

кольни и связующий объем, служивший двух$

этажным переходом. В нижний этаж церкви попа$

дали через арочные проемы и дверь на западном

выступе основного объема. На второй этаж вела

лестница с первого яруса колокольни. Первый ярус

трехъярусной колокольни с трех сторон имеет

арочные проемы с пилястрами, а углы нижнего

яруса выявлены колоннами дорического ордера.

Завершена колокольня высоким третьим ярусом,

установленным на шатровое покрытие второго

яруса. Увенчана колокольня низким шатром с глу$

хим барабаном и главкой. Храм выполнен в стиле

русского барокко, а колокольня — в стиле неоклас$

сицизма нач. 20 в. Отличается от аналогичных хра$

мов отсутствием трапезной и своеобразным реше$

нием связующего объема. Состояние храма удов$

летворительное. Не действует.

Р.Р. Хайрутдинов, Х.Г. Надырова, 1999; А.М. Тарунов, 2016

Выявленный объект культурного наследия

Фото А. Тарунова, 2015