347
ЕЛАБУЖСКИЙ РАЙОН
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
БЕХТЕРЕВО (САРАЛИ)
ЦЕРКОВЬ ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ, 1800–1810 гг.
.
Кирпичный трехпрестольный храм в переход
ном от барокко к классицизму стиле строился в
1800–1810 на средства владельца Коринского ме
деплавильного завода Семёна Красильникова,
проживавшего с. Сарали (в 1774 в его доме останав
ливался Пугачёв). Основной объем построен по ти
пу «восьмерик на четверике», углы наружных стен
четверика раскрепованы пилястрами. Четверик
имеет два яруса света. Восьмерик увенчан высо
ким граненым куполом, который завершается не
большмм световым барабаном, главка над которым
сломана. К четверику с востока примыкает с гране
ная пониженная апсида под конхой, а с запада —
протяженная и широкая трапезная, которую укра
шал выделенный множеством тяг и рядов поребри
ка фриз и карниз. Колокольня, возведенная в 1810,
сначала стояла отдельно на одной оси с храмом. Ее
верхние ярусы в советское время полностью раз
рушили. Кроме того, с южной стороны пристроили
колхозный гараж. Несмотря на то, что храм пере
дан общине верующих, ремонтные работы пока не
ведутся.
Е.В. Липаков, 1998; Р.Р. Салимов, Х.Г. Надырова, 1999; А.М. Тарунов, 2016
‡Ú‡-ÒıÂχ „‡Ìˈ ÚÂËÚÓËË
Ó·˙ÂÍÚ‡ ÍÛθÚÛÌÓ„Ó Ì‡ÒΉˡ
ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ
Категория охраны:
местная
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 13.12.2010 № 1046 ; от 17.11.2014 № 880
БОЛЬШАЯ КАЧКА (ДМИТРИЕВСКОЕ)
ЦЕРКОВЬ ТРОИЦКАЯ, 1811 г.
Кирпичный трехпрестольный храм построен в
1811–1826 на средства Департамента уделов
Министерства Императорского Двора (Пятская
удельная контора). В центре композиции — кубо
видный четверик, покрытый большим куполом, за
вершавшимся вытянутой главкой (не сохранилась)
на четырехгранном вогнутом барабане. На северном
и южном фасадах нижняя часть четверика оформ
лена плоскими портиками с полуколоннами в цент
ре и широкими крайними лопатками, которые
зрительно несли тяжелый антаблемент с высоким
люнетом второго яруса света в верхней части стены.
Пятигранная апсида и прямоугольная трапезная
равны по высоте портику четверика и объединяют
ся с ним венчающим карнизом (практически утра
чен). Апсиду по периметру опоясывает фриз, под
держиваемый трехчетвертными колоннами. Анало
гичный прием использовался и с запада при оформ
лении нижнего яруса колокольни. Верхние ярусы
колокольни и крыша трапезной утрачены в 1960 х.
Высокие прямоугольные окна решены без налични
ков. Наряду с завершением купола сложную бароч
ную форму имели и люкарны в его основании.
‘ÓÚÓ ‰Ó 1999 „.
Интересный образец раннего классицизма, ко
торый отличается оригинальным зеркальным ре
Фото А. Тарунова, 2015