233
ЕЛАБУГА
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
сторные пастбища по берегам
Камы вплоть до Булгара на Вол-
ге влились в состав Золотой Ор-
ды. Через два века пребывания в
составе Улуса Джучи, после рас-
пада этого кочевого государ-
ственного образования, правобе-
режье Нижней Камы стало вос-
точной окраиной возникшего на
развалинах империи чингизидов
Казанского ханства. Оно адми-
нистративно делилось на 5 даруг
(округов). Северная часть об-
ширного Елабужского уезда вхо-
дила в состав Арской даруги Ка-
занского ханства, а южная часть
уезда (территория современного
Елабужского района) относи-
лась к Чювашской (позже Зю-
рейской) даруге, где пребывала в
запустении разрушенная булгар-
ская крепость Алабуга.
После завоевания Казани
Российским государством в сер.
16 в. Прикамский край стал за-
селяться русскими крестьянами
и служилыми людьми. С этих
пор развалины цитадели вблизи
Камы и весь укрепленный вала-
ми и рвами мыс стали называть
в народе «Чёртовым городи-
щем». Если не принимать во
внимание длительного отсут-
ствия людей в крепости, можно
согласиться с 1000-летней да-
той существования современно-
го города Елабуга.
В 1613 на мысу Троицкий
мужской православный монас-
тырь, и на «Чертовом» городи-
ще поднялись два деревянных
храма. Под горой выросла мона-
стырская слобода — Подмонас-
тырка. Однако Елабужский Тро-
ицкий монастырь просущество-
вал недолго, в 1764 его упразд-
нили, а храмы разобрали и пере-
везли в окрестные селения Та-
найку и Трёхсвятское.
Уже в сер. 17 в. вблизи бул-
гарского городища, выше по реке
Тойме, существовало дворцовое
село Трёхсвятское, «что на Ела-
буге», т.е. на ручье, впадавшем в
Тойму. Согласно местному пре-
данию, название села произошло
от иконы Трех Святителей, при-
сланной Иваном Грозным в дар
здешней Покровской церкви. В
Книге Большого Чертежа, со-
ставленной в 1-й четв. 17 в., об
этих местах сказано так: «А ниже
реки Ика 40 верст на реке Каме
город Чёртов — Елабуга тож».
Важное географическое по-
ложение на пересечении путей
«Чёртово городище».
Чертеж И.В. Шишкина из его
книги «Елабуга с древних времен» (Москва, 1871)
ведущих в вятские, пермские,
уфимские и казанские земли,
придавало дворцовому селу
Трёхсвятскому значение торго-
во-экономического узла. Этим
объясняется устройство при
устье ручья Елабуга сторожево-
го форпоста Московского госу-
дарства. Известный путешест-
венник сер. 18 в. капитан Н.П.
Рычков (сын ученого П.И.
Рычкова) отмечал: «В 17 веке
Трёхсвятское было дворцовым,
вотчиной царской семьи; село
было укреплено рвом и деревян-
ной стеной, а посреди жительст-
ва находилось другое укрепле-
ние, служащее замком-кремлем,
где располагались соборная цер-
ковь, канцелярия и дом управи-
теля. Устройство этой крепости
таково: крепость была усилена
башнями, у каждой башни внизу
ворота с запорами, наверху по-
мещения для стражи и чиновни-
ков. Снаружи верх украшался
гербом царской России — дву-
главым орлом. Башни носили
названия дорог —Казанская, Са-
рапульская, затем Никольская,
Луговая, Спасская. В стенах
башни имелись бойницы для ру-
жейного дула. В крепости —
пушки, копья, ружья, и ее место-
положение помогало отражать
любое нападение или осаду.
Словом, крепость считалась по-
чти неприступною»... Кроме то-
го, в петровскую эпоху примы-
кающее дворцовое село обнесли
земляным валом.
В 1780 указом императрицы
Екатерины II было учреждено
Вятское наместничество из 13
уездов, включая Елабужский.
2 сентября того же года импера-
трица возвела село Елабуга
(оно же Трёхсвятское) в ранг