Table of Contents Table of Contents
Previous Page  233 / 930 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 233 / 930 Next Page
Page Background

233

ЕЛАБУГА

ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

сторные пастбища по берегам

Камы вплоть до Булгара на Вол-

ге влились в состав Золотой Ор-

ды. Через два века пребывания в

составе Улуса Джучи, после рас-

пада этого кочевого государ-

ственного образования, правобе-

режье Нижней Камы стало вос-

точной окраиной возникшего на

развалинах империи чингизидов

Казанского ханства. Оно адми-

нистративно делилось на 5 даруг

(округов). Северная часть об-

ширного Елабужского уезда вхо-

дила в состав Арской даруги Ка-

занского ханства, а южная часть

уезда (территория современного

Елабужского района) относи-

лась к Чювашской (позже Зю-

рейской) даруге, где пребывала в

запустении разрушенная булгар-

ская крепость Алабуга.

После завоевания Казани

Российским государством в сер.

16 в. Прикамский край стал за-

селяться русскими крестьянами

и служилыми людьми. С этих

пор развалины цитадели вблизи

Камы и весь укрепленный вала-

ми и рвами мыс стали называть

в народе «Чёртовым городи-

щем». Если не принимать во

внимание длительного отсут-

ствия людей в крепости, можно

согласиться с 1000-летней да-

той существования современно-

го города Елабуга.

В 1613 на мысу Троицкий

мужской православный монас-

тырь, и на «Чертовом» городи-

ще поднялись два деревянных

храма. Под горой выросла мона-

стырская слобода — Подмонас-

тырка. Однако Елабужский Тро-

ицкий монастырь просущество-

вал недолго, в 1764 его упразд-

нили, а храмы разобрали и пере-

везли в окрестные селения Та-

найку и Трёхсвятское.

Уже в сер. 17 в. вблизи бул-

гарского городища, выше по реке

Тойме, существовало дворцовое

село Трёхсвятское, «что на Ела-

буге», т.е. на ручье, впадавшем в

Тойму. Согласно местному пре-

данию, название села произошло

от иконы Трех Святителей, при-

сланной Иваном Грозным в дар

здешней Покровской церкви. В

Книге Большого Чертежа, со-

ставленной в 1-й четв. 17 в., об

этих местах сказано так: «А ниже

реки Ика 40 верст на реке Каме

город Чёртов — Елабуга тож».

Важное географическое по-

ложение на пересечении путей

«Чёртово городище».

Чертеж И.В. Шишкина из его

книги «Елабуга с древних времен» (Москва, 1871)

ведущих в вятские, пермские,

уфимские и казанские земли,

придавало дворцовому селу

Трёхсвятскому значение торго-

во-экономического узла. Этим

объясняется устройство при

устье ручья Елабуга сторожево-

го форпоста Московского госу-

дарства. Известный путешест-

венник сер. 18 в. капитан Н.П.

Рычков (сын ученого П.И.

Рычкова) отмечал: «В 17 веке

Трёхсвятское было дворцовым,

вотчиной царской семьи; село

было укреплено рвом и деревян-

ной стеной, а посреди жительст-

ва находилось другое укрепле-

ние, служащее замком-кремлем,

где располагались соборная цер-

ковь, канцелярия и дом управи-

теля. Устройство этой крепости

таково: крепость была усилена

башнями, у каждой башни внизу

ворота с запорами, наверху по-

мещения для стражи и чиновни-

ков. Снаружи верх украшался

гербом царской России — дву-

главым орлом. Башни носили

названия дорог —Казанская, Са-

рапульская, затем Никольская,

Луговая, Спасская. В стенах

башни имелись бойницы для ру-

жейного дула. В крепости —

пушки, копья, ружья, и ее место-

положение помогало отражать

любое нападение или осаду.

Словом, крепость считалась по-

чти неприступною»... Кроме то-

го, в петровскую эпоху примы-

кающее дворцовое село обнесли

земляным валом.

В 1780 указом императрицы

Екатерины II было учреждено

Вятское наместничество из 13

уездов, включая Елабужский.

2 сентября того же года импера-

трица возвела село Елабуга

(оно же Трёхсвятское) в ранг