183
ВЕРХНЕУСЛОНСКИЙ РАЙОН
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Первоначально храм относился к типу церквей
с центрично#вертикальной композицией. Цент#
ральный объем—повышенный массивный восьме#
рик на четверике под восьмигранным сводом, апси#
да пятигранная. После пристройки в 1896 коло#
кольни и трапезной центрический храм приобрел
осевую композицию. Трапезная асимметрична из#
за входящего в нее северного придела. Колокольня
трехъярусная: два разновеликих и убывающих по
объему четверика и восьмерик звонницы с арочны#
ми проемами. пример культового сооружения в
стиле барокко (центральный объем).
Не используется, в аварийном состоянии.
Г.И. Середа, В.П. Притыкин, 1999; А.М. Тарунов, 2016
Выявленный объект культурного наследия
КАИНКИ
ЦЕРКОВЬ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ,
1890–1903 гг.
Кирпичный храм построен в 1890–1903 по про#
екту казанского архитектора П.Е. Аникина. Строи#
тельство обеспечил деньгами свияжский купец Ф.Т.
Каменев, недостающие средства выделил елабуж#
ский благотворительный комитет И.И. Стахеева;
30 тыс. руб. на изготовление кирпича для церкви за#
тратил каинковский крестьянин Ф. Емельянов.
Жертвовали на строительство храма и владельцы
здешней усадьбы Васильевы, представлявшие ка#
занскую интеллигенцию и не имевшие значитель#
ного состояния.
Весной#осенью 1904 в Каинках находился А.Ф.
Керенский, который обвенчался в Крестовоздви#
женской церкви с племянницей каинковского по#
мещика В.П. Васильева — О.Л. Барановской
(1886–1975). В.П. Васильев (1818–1900) — видный
русский синолог, академик Петербургской Акаде#
мии наук, зять астронома И.М. Симонова (также
жившего в Каинках), отец математика А.В. Васи#
льева (1853–1929), члена Государственной Думы от
партии кадетов) и дед философа Н.А. Васильева —
похоронен в ограде церкви. Несколько лет подряд в
Каинку приезжали на каникулы сыновья Керен#
ского — Олег (1905–1984), будущий мостострои#
тель, и младший Глеб.
‘‡Ò‡‰ ÂÒÚÓ‚ÓÁ‰‚ËÊÂÌÒÍÓÈ ˆÂÍ‚Ë
Храм относится к типу церквей с осевой компо#
зицией. Ее ядром является двусветный четверик с
широким и низким восьмериком под сферическим
куполом и щипцовым завершением основных гра#
ней (главка на куполе утрачена). Апсида полукруг#
лая, под конхой; односветная трапезная значитель#
но шире и ниже главного объема. Колокольня
трехъярусная: два равновеликих четверика с ма#
лыми притворами по бокам первого яруса, третий
ярус — восьмерик под сферическим граненым ку#
полом — некогда завершался тонким и высоким
двухъярусным барабаном и главкой (утрачены).
Сооружение в стиле псевдоренессанс с включением
древнерусских мотивов (кокошники).
Г.И. Середа, Р.Р. Аитов, 1999; А.М. Тарунов, 2016
Выявленный объект культурного наследия
Фото А. Тарунова, 2015