Table of Contents Table of Contents
Previous Page  107 / 930 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 107 / 930 Next Page
Page Background

107

АТНИНСКИЙ РАЙОН

ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

АЙШИЯЗ

Левый берег р. Ашит, недалеко от с. Кубян

АЙШИЯЗСКОЕ ГОРОДИЩЕ

ÃÛÒÛθχÌÒ͇ˇ ·ÂÒ‰͇ ̇ „ÓӉˢÂ

Древнее Айшиязское городище называли в

народе «Кала тау». Здесь расположены так

называемые —

хан зираты

(«ханские могилы»).

Сохранились 3 надгробных камня, не имеющих

каких либо надписей. Один камень сломан и ле

жит на земле. Высота других надгробных камней

80 х 60 х 25 см. У местных жителей до сих пор

бытуют легенды об этих местах. Они говорят, что

в 960–985 (вероятно, по мусульманскому летоис

числению —

хиджре

, т.е. в 1582–1607 здесь жил

хан Айша из кыпчакского рода, который будто бы

и построил город крепость.

Городище исследовано в 1956 археологом

Н.Ф. Калининым. Им обнаружены останки чело

веческого тела, лежащего на спине головой на

запад. Других предметов найдено не было. Сде

лан вывод, что это мусульманское захоронение

16 в. В период Казанского ханства здесь был се

верный форпост государства.

¬Ë‰ Ò „ÓӉˢ‡ ̇ ‰ÓÎËÌÛ ÂÍË ¿¯ËÚ

В последние годы рядом с этим захоронением

установлены новые надгробные камни с надпи

сями, не имеющие никакой археологической

ценности, построена кирпичная башенка. Каж

дый год в местоности Кала тау в первую пятницу

июня на городище проводится татарский празд

ник на природе «Элэшэ бейрэм» («Аляша»).

Р.С. Шакирова, А.М. Тарунов, 2016

Айшиязское кладбище

‡ÏÌË ÏÂÒÚÌÓÒÚË ‡Î‡-Ú‡Û XIIñXIII ‚‚.

Около 400 м западнее Айшиязского городища в

лесу расположены захоронения «святых», в наро

де —

изгелэр зираты

. По легенде, здесь захороне

ны подданные хана Айши. В этом месте был поса

жен дуб. Он растет по сей день (около 1000 лет), во

круг него установлена деревянная ограда. Однако

надгробного камня нет. В последнее время на

кладбище установлены новые надгробные камни,

не имеющие исторической ценности.

От кладбища вниз спускается лестница (159

ступенек), ведущая к роднику, в народе —

Изгелэр

чишмэсе

(святой источник). Вода из родника счи

тается целебной. Надгробных камней у источника

нет.

Р.С. Шакирова, А.М. Тарунов, 2016

ПАМЯТНИК АРХЕОЛОГИИ

Категория охраны:

региональная

Постановление Совета Министров ТАССР от 30.10.1959 № 591

Фото А. Тарунова, 2015