Table of Contents Table of Contents
Previous Page  7 / 930 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 930 Next Page
Page Background

7

ПРЕДИСЛОВИЕ

ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

культуры. Приводятся исторические и архитектур

ные описания этих объектов. В данный Каталог не

включены объекты археологического наследия за ис

ключением объектов, входящих в состав историко

архитектурных и археологических музеев заповед

ников Республики Татарстан (Болгарского, Биляр

ского, Иске Казанского), а также отдельных памят

ников эпиграфического наследия (надгробий 14–16

вв.), наличие и местонахождение которых на терри

тории муниципальных районов Татарстана в настоя

щее время точно установлено.

Все объекты культурного наследия сгруппирова

ны в соответствии с современным административно

территориальным делением республики в алфавит

ном порядке независимо от категории их охраны.

Описания объектов каждом районе начинаются с

объектов, расположенных в районном центре, далее

в алфавитном порядке следуют иные населенные

пункты районного подчинения. Внутри крупных на

селенных пунктов описания объектов приводятся,

как правило, также в алфавитном порядке по назва

ниям улиц и площадей, на которых те расположе

ны.Исключение сделано только для современного

городского округа Набережные Челны, где такой

принцип был неприменим.

При описании памятника указываются: назва

ние города, населенного пункта, его адрес (в тех на

селенных пунктах, где есть улицы и номера домов),

название памятника, его датировка и типологичес

кая принадлежность, фамилии архитекторов и

скульпторов (если их удалось установить). В статье

о памятнике жилой архитектуры указываются фа

милии владельцев, о здании общественного назна

чения — учреждение, для которого оно строилось, а

также другие организации, располагавшиеся в этом

здании позже, если о том имеются проверенные све

дения. Если тот или иной памятник построен на бла

готворительные средства, называются фамилии

благотворителей. Даты до 10 февраля 1918 г. даны

по старому стилю.

В описании архитектурного облика объекта выде

лялись следующие параметры: местоположение в си

стеме города, населенного пункта, улицы, ландшафта

и т.д., типологическая принадлежность, композицион

ная структура и ее особенности, объемно планировоч

ное решение и архитектурно декоративное оформле

ние фасадов и интерьеров (если последние исследова

ны), изменения первоначального облика в процессе

перестроек (если выявлены), стилевая характеристи

ка, место и значение его в истории архитектуры и

градостроительства Татарстана (для уникальных и

значимых памятников архитектуры). В особых случа

ях приводятся описания интерьеров или художест

венных произведений, неотъемлемо связанных с этим

объектом.

Основные архитектурные описания объектов

культурного наследия были созданы при подготовке

к изданию Свода памятников истории и культуры

Республики Татарстан (в 1997–1999 гг.). Для стиле

вой характеристики объектов авторами использова

лась общепринятая в искусствознании последних

лет терминология стилей и их направлений. С учетом

композиционных, объемно планировочных и архи

тектурно декоративных признаков, временных ра

мок строительства и последующих реконструкций

памятник архитектуры был отнесен к одному из сти

лей или их направлений. При сочетании в одном объ

екте нескольких стилевых направлений в его харак

теристике это отмечалось особо.

В Своде были выделены памятники архитектуры

булгарского периода, русской архитектуры псков

ской, владимирской и московской школ 2 й пол. 16 в.,

русской архитектуры 17 в. в стиле «кирпичного узо

рочья». С 18 в. получили распространение следую

щие стили, их направления и течения:

барокко — петербургское, московское, украин

ское и др. (начало — 3 я четверть 18 в.),

классицизм — ранний, александровский, никола

евский, поздний и т.д. (последняя четверть XVIII —

нач. XIX вв.),

ампир (1 я треть XIX в.),

эклектика (1840 е гг. — нач. 20 в.).

Архитектурная эклектика характеризуется ис

пользованием в оформлении построек и декоратив

ных элементов архитектуры других исторических

периодов и стилей, а также их различным сочетани

ем. В таких случаях употреблялась соответствую

щая терминология:

«кирпичное» направление эклектики — когда ис

пользуется неоштукатуренная кирпичная кладка с

деталями и декором из фасонного кирпича или

двухцветная кладка заподлицо;

национально романтическое направление эклек

тики с использованием форм и элементов декора

архитектуры мусульманских стран и татарского на

рода и т.д.

классицистическое направление — когда преоб

ладают ордерные и другие формы классицистичес

кой архитектуры;

псевдорусское, русско византийское, псевдоре

нессансное, псевдоготическое и другие направления

эклектики, когда в постройках используются формы

и элементы декора древнерусской, ренессансной,

средневековой европейской архитектуры.

Модерн возник в противовес эклектизму и был

распространен в конце ХIХ–ХХ вв. Различают ран

ний модерн — 1895–1905 гг. (отличался замыслова