Table of Contents Table of Contents
Previous Page  213 / 930 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 213 / 930 Next Page
Page Background

213

ВЫСОКОГОРСКИЙ РАЙОН

ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Никольская церковь в Пановке — незауряд#

ная крестообразная в плане постройка в стиле

классицизма. Ее архитектурное своеобразие за#

ключается в предпочтении, отданном древнегре#

ческим, а не римским прообразам (применение

дорического ордера, портики «в антах», широкий

штукатурный антаблемент, опоясывавший зда#

ние по периметру).

До недавнего времени храм в Пановке стоял

обезображенным. В советское время были сломаны

световая ротонда, парные колокольни, западный

портик. Боковые портики лишены треугольных

фронтонов. Меньше пострадала прямоугольная

двусветная апсида, украшенная снаружи пиляст#

рами дорического ордера. Многие годы на здании

полностью отсутствовала кровля.

К восстановлению искалеченного здания при#

ступили в 2010. В 2012–2013 восстановлена свето#

вая ротонда с полусферическим куполом и боко#

вые фронтоны. К 2015 выложены из кирпича объ#

емы цилиндрических ярусов парных колоколен, к

западному фасаду пристроен четырехколонный

портик.

Культовое здание в стиле зрелого классицизма

обладает редкой композицией с симметричными

колокольнями. На данный момент реставрацион#

ные работы не завершены.

А.М. Тарунов, 2016

Выявленный объект культурного наследия

ПАНОВКА

ЗДАНИЕ ЗЕМСКОЙ ШКОЛЫ, 1912–1913 гг.

Близкие по архитектуре учебные здания по#

строены в 1912–1913 на средства уездного земства

в предместьях Казани — в Киндери (с 1998 — Со#

ветский район Казани) и в Пановке. Инициатором и

руководителем строительства этих школ был по#

пулярный земский деятель, член уездного учи#

лищного совета Александр Николаевич Баратын#

ский (1867–1918) — член III Государственной Ду#

мы от Казанской губернии, внук знаменитого по#

эта#лирика.

‘ÓÚÓ ‰Ó 1999 „.

Как и многие учреждения той поры, школьное

здание спроектировано в форме буквы «Г». Для

входа сделан боковой пристрой, выделенный не#

большим ризалитом с фигурным аттиком над две#

рью. Углы здания и ризалита#пристроя раскрепо#

ваны рустованными лопатками. Узкие прямоу#

гольные проемы окон скомпонованы попарно. Под#

оконные полочки украшены зубчатой фигурной

кладкой: валиковым пояском отделен гладкий

фриз, широкий карниз над окнами выложен из ря#

дов поребрика. Фигурный аттик, акцентирующий

главный вход, получил арочную форму с гладким

Фото А. Тарунова, 2015