Table of Contents Table of Contents
Previous Page  683 / 930 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 683 / 930 Next Page
Page Background

683

СПАССКИЙ РАЙОН

ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

кругленными апсидами боковых приделов. Груз$

ный высокий столп трехъярусной колокольни

вплотную примыкает к трапезной и состоит из

нижнего четверика и сквозных верхних ярусов —

восьмериков под сомкнутым восьмигранным сво$

дом. Декор фасадов сосредоточен в оформлении

проемов, углов и карнизов (лучковые завершения

проемов, полуколонки с гребешками, лопатки, го$

родковый карниз, наличники окон в виде «петушь$

их гребешков»). Сооружение в стиле барокко.

Р.А. Айнутдинов, В.П. Притыкин, 1999; А.М. Тарунов, 2016

ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ. Категория охраны:

региональная

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан

от 24.07.1995 № 495

ТАНКЕЕВКА

ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1859 г., 1897 г.,

архитектор К.А. Тон

Строительство основного объема храма было

завершено в 1859, оно велось на средства графа

Д.Н. Блудова. По сведениям архиепископа Никано$

ра (Каменского), автором проекта был Константин

Андреевич Тон (1794–1881) — академик архитек$

туры, один из родоначальников русской эклекти$

ки, создатель так называемого русско$византий$

ского стиля, который получил признание в конце

правления Николая I. Значительно позднее, в 1908,

была завершена постройка колокольни, проект ко$

торой, утвержденный в 1897, выполнил епархи$

альный архитектор Ф.Н. Малиновский, продол$

живший линию предшественника.

Массивная церковь с центричной композицией,

которая после возведения колокольни приобрела

черты осевой. Основой композиции стал четверик

храма, несущий пять восьмигранных барабанов под

низкими шатрами с килевидными кокошниками в

основаниях и небольшими главками. Куб четверика

зрительно скрыт ризалитами, раскрепованными

строенными полуколоннами и завершенными щип$

цами. Высокие арочные окна обрамлены полуколон$

ками, поддерживающими стилизованные гребешки.

Колокольня двухъярусная, под высоким шатром. Ее

нижний ярус — широкий четверик с высокими

арочными проемами под кокошниками. Наверху —

маленькая главка на глухой граненой шейке. Па$

мятник архитектуры ранней эклектики в русско$

византийском стиле.

Р.А. Айнутдинов, Х.Г. Надырова, 1999; А.М. Тарунов, 2016

Выявленный объект культурного наследия

ТРИ ОЗЕРА (РОЖДЕСТВЕНСКОЕ)

ЦЕРКОВЬ ХРИСТО!РОЖДЕСТВЕНСКАЯ,

1777 г., 1874–1876 гг.

(2 строения)

Кирпичный храм расположен на пологом берегу

озера Чистое. Четверик и апсида, оформленные в

стиле барокко, возведены в 1777 помещиком Львом

Ивановичем Молоствовым (даты жизни неизвест$

ны), основоположником разветвленного дворянско$

го рода, или его сыном Порфирием.

Большой двусветный четверик первоначально

завершен высоким сомкнутым сводом, который

несет маленькую глухую главку (свод и главка

восстановлены в 2010). В 1874–1876 к храму с запа$

да были пристроены трапезная с двумя приделами,

оформленными в виде полукруглых апсид с главка$

ми на глухих барабанах. После пристройки трапез$

ной из красного кирпича, объем храма значительно

увеличился. С западной стороны пристроен на всю

ширину притвор, объединивший трапезную с дву$

мя приделами. Трехъярусная колокольня, кон. 18 в.

стоит отдельно от церкви и чуть ниже по рельефу.

Колокольню отличает удлиненный второй ярус

звона с высокими арочными проемами на каждой

стороне. Третий ярус — небольшой четверик с ба$

рочными люкарнами в основании граней — пере$

Фото А. Тарунова, 2015