Table of Contents Table of Contents
Previous Page  680 / 930 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 680 / 930 Next Page
Page Background

680

СПАССКИЙ РАЙОН

ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Город Сувар существовал до 1236, т.е. до нашест$

вия монголов, которые захватили город, разрушили

его и сожгли. Большинство жителей при этом погиб$

ло. Остальные разбежались по окружающим лесам.

Но потом вернулись в родные места и вновь основа$

ли Сувар к северо$востоку от прежнего города. Но

обносить валами новое поселение уже не стали из$

за запрета монгольских властей. Новый Сувар не

смог достичь прежнего могущества и славы, но па$

мять об обоих городах жива как в народе, так и в ар$

хеологических памятниках, расположенных рядом

с селом Кузнечиха, основанном ясачными крестья$

нами в нач. 18 в.

ƒ‚Óˆ ÙÂÓ‰‡Î‡ ËÁ —Û‚‡‡. XñXIV ‚‚.

–ÂÍÓÌÒÚÛÍˆËˇ ‘.’. ¬‡Î‚‡ ̇ ÓÒÌÓ‚‡ÌËË ‡ÒÍÓÔÓÍ

¿.œ. —ÏËÌÓ‚‡. 1950- „„.

Городище Сувар в настоящее время включено в

территорию Болгарского государственного истори$

ко$архитектурного музея$заповедника.

А.М. Тарунов, 2016

Из книги А.П. Смирнова «Волжские Булгары» (1951):

Древнейшее из этих сообщений принадлежит пе-

ру Эль-Балхи (935–951): «Булгар — это имя страны,

жители которой исповедуют ислам, и имя города, в

котором находится главная мечеть. Недалеко от это-

го города лежит другой город, Сивар, где находится

главная мечеть. Мусульманский проповедник-булгар

сказал, что число жителей обоих этих городов про-

стирается до 10 000 человек, что там короткие дни и

долгие ночи. Дома деревянные и служат зимними жи-

лищами, летом же жители расходятся по войлочным

юртам». То же повторяет составитель Восточной гео-

графии ибн-Хаукаль.

К сер. X в. относится краткое упоминание о Су-

варе в ответном письме хазарского царя Иосифа (по

пространной редакции): «...Я тебе сообщаю, что жи-

ву у реки по имени Итиль, в конце реки Г-р-гана. На-

чало этой реки обращено к востоку на протяжении 4

месяцев пути. У этой реки расположены многочис-

ленные народы в селах и городах, некоторые в откры-

тых местностях, а другие в укрепленных (стенами)

городах. Вот их имена: Бур-т-с, Бул-г-р, С-вар,

Арису, Ц-р-мис, В-н-н-тр, С-в-р, С-л-вина. Каждый

народ не поддается точному расследованию, и им нет

числа. Все они мне служат и платят дань».

К кон. X в. относится свидетельство Шемседина

Абу-Абдаллаха Мухаммеда ибн-Ахмеда, известного

под именем Аль-Мукаддаси, который, упомянув о

городе Суваре, отметил, что город лежит на Волге,

что тамошние строения суть войлочные юрты, и что

у жителей много полей и имущества.

От XI в. известно свидетельство Махмуда Каш-

гарского, который в словаре тюркского языка и на

карте, приложенной к тексту, упоминает Сувар,

помещая его недалеко от Каспийского моря, на за-

падном берегу р. Итиль. На восточном берегу автор

помещает Булгар, а к западу от Сувара — кыпчаков.

В ряде мест им отмечено сходство языка кыпчаков,

гузов и суварцев. От XII в. мы имеем свидетельство

Эдриси, который в своей «Географии» упоминает

Сувар, относя его к буртасам. «География» Эдриси

переведена Жобером. «Буртасы, — пишет Эдриси,

— народы этой страны, соседи хазар. Они имеют де-

ревянные дома и войлочные юрты, их города в чис-

ле двух Бартас и Саван».

ПАМЯТНИК АРХЕОЛОГИИ

Категория охраны:

федеральная

Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327