Table of Contents Table of Contents
Previous Page  472 / 930 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 472 / 930 Next Page
Page Background

472

ЛАИШЕВСКИЙ РАЙОН

ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

только в 1895. Но на этом строительные работы не

прекратились. В 1897–1901 стены в интерьере

расписала артель художника С.Д. Нефедова (Сте

пана Эрьзи), от нее сохранились некоторые фраг

менты. В ходе ремонта в 1899 разобрали внутрен

нюю арку и соединили объем с трапезной. В под

валах установили два калорифера для отопления

собора. В 1901 на центральном объеме храма воз

вели пять барабанов, которые получили высокие

шатровые завершения с маленькими главками.

Над западным входом в храм была построена мас

сивная ярусная колокольня.

‘ÓÚÓ ÒÓ·Ó‡ ‡˜. ’’ ‚.

В начале гражданской войны пострадал за

свои убеждения настоятель Софийского собора

Л.Е. Скворцов. 8.10.1918 за содействие белогвар

дейцам его застрелили прямо в алтаре храма.

Окончательно богослужения в лаишевском соборе

запретили в 1930, после чего он пустовал. Верхние

ярусы колокольни, барабаны и шатровые главы

храма снесли. С 1956 по 1992 здесь находился ки

нотеатр «Заря», который посещали все лаишевцы.

В 2000 е обезглавленный храм был возвращен

епархии.

Собор находится на центральной площади Лаи

шева, в его юго западной части. Традиционное

архитектурное решение основано на последова

тельном и симметричном размещении грузных

объемов по оси восток запад: храмовая часть цер

кви (массивный куб), большая протяженная тра

пезная (одноэтажная) и колокольня, от которой в

1990 х оставался только нижний ярус.

С восточной стороны четверика выступают три

полукруглые апсиды под конхой. С запада к нему

примыкает односветная (под двускатной крышей)

трапезная, почти равная по ширине храму и ниж

нему ярусу колокольни. Арочные окна второго

света четверика обрамлены профилированной по

лочкой с килевидным завершением. Килевидным

архивольтом завершены дверные порталы храма

на южном и северном фасадах. Прямоугольные

окна трапезной, сгруппированные по три, разде

лены двумя дверными проемами. В декоре нижне

го яруса колокольни использованы полукруглые

и треугольные аркатуры, «городковый» карниз,

полубалясины, лопатки, пилястры, трехлопастные

килевидные архивольты и др.

‘ÓÚÓ 2005 „.

Стены храма расчленены плоскими и обрабо

танными рустом лопатками. Карнизы имеют не

большой вынос, под ними проходит широкий пояс.

Наиболее богато декорирован нижний ярус коло

кольни, где под карнизом помещен ряд ложных

кокошников. Главный западный вход обрамлен

профилированными пилястрами, поддерживаю

щими карниз. Окна западного фасада оформлены

романскими полуколоннами, на которые опира

ются треугольные карнизики. Там же протянут

аркатурный пояс с арочными окнами в нем, выше

устроены две арочные ниши в окаймлении со

бранных в пучки по три полуколонки и строенных

кокошника.

‘ÓÚÓ 1997 „.

‘‡„ÏÂÌÚ

ÓÒÔËÒË —. ›¸Áˇ

Образец поздней эклектики в псевдорусском

стиле. В 2015 приступили к восстановлению утра

ченных завершений собора.

Г.И. Середа, Х.Г. Надырова, 1999; А.М. Тарунов, 2016

ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ

Категория охраны:

региональная

Постановление Совета Министров ТАССР от 26.05.1983 № 273